Новости города БезФормата.Ru
Грозный
Главные новости
 
Задать вопрос?

«Аккинский» капкан против истерической правды

В дагестанской проправительской газете «Новое дело» в номере 28 от 21 июля 2017 года опубликована обширная статья доктора исторических наук Зураба Гаджиева с тенденциозным названием «Аккинский» капкан для трёх республик». Статья написана под впечатлением происходящих в Дагестане процессов по восстановлению исторической справедливости в отношении одного из коренных этносов Дагестана – чеченцев-аккинцев, которые в 1944 году вместе со всем чечено-ингушским народом были высланы в Среднюю Азию, а их административное образование в Дагестане – Ауховский район – было ликвидировано.


После принятия Верховным Советом РФ «Закона о реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года и Постановления 3-го Съезда народных депутатов Дагестана от 23 июля 1991 года Правительством республики проводится комплекс мероприятий по практическому решению этой затяжной проблемы.


Казалось бы долгом всех людей доброй воли – граждан республики – было бы помочь Правительству в решении этой проблемы, а коренным дагестанцам-чеченцам-аккинцам – дать возможность чувствовать в республике так же комфортно, как и остальным дегестанцам.


Ан нет же! Находятся люди, в том числе и с высокими званиями и должностями (хотя мы прекрасно знаем, как нынче добываются эти звания и должности, что доверия к ним – никакого), которые ставят палки в колёса, сыплют соль на рану. Они считают себя законопослушными гражданами, только к Закону у них отношение избирательное: если он в его пользу – обеими руками «за», если же задевает чуть его интерес, то закон для него - лишь клочок бумаги. Более того они считают себя богобоязненными мусульманами и готовы читать тебе часами проповеди. Но где же они тогда от хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Никто не уверует из вас до тех пор, пока не возлюбит для брата своего (по вере) то, что возлюбит для себя и возненавидит для него то, что возненавидит для себя»? (Рассказал Анас бин Малик. Сахих Бухари и Муслим).


На мой взгляд, такую же миссию на себя возложил или выполняет чей-то хорошо оплаченный заказ и доктор Зураб Гаджиев.


Как бы то ни было, Зураб на целом развороте газеты, умело манипулируя разными историческими документами, решил напомнить чеченцам-аккинцам их родословную. Спасибо за «бесценный труд», но мы свою историю и родословную знаем и без посторонней помощи. Благородней было бы для Зураба заняться своей собственной родословной – наверное, она окажется не менее запутанной и интересной.


Основной лейтмотив статьи Зураба показать чеченцам-аккинцам, что они де и не чеченцы, а пришли сюда, на территорию Дагестана, из далёкой Ингушетии. И, не стесняясь в выражениях, он советует аккинцам «обустраивать свой ареал в Ингушетии». Желание Зураба понятно: бросить клин между чеченцами, живущими в Чеченской Республике и чеченцами Дагестана в свете последних событий в Казбековском районе. Во общем он хочет сказать чеченцам-аккинцам: «Вы – гости в Дагестане и нечего вам выпендриваться. Вы пришли даже не из Чечни, а ещё дальше – из Ингушетии» (цитата – наше предположение). Чтобы высказать эту свою основную мысль Зураб потратил очень много физических сил, роясь в различных исторических трудах и опираясь на произведения лишь тех сказителей, которые ему импонируют, независимо от того, есть им доверие или нет.


Чтобы раскрыть суть, даже нет необходимости лезть в такие дебри. Нужно иметь лишь человеческую совесть и желание понять другого человека или умение поставить на его место себя и задать себе простой вопрос: как я повёл бы в подобной ситуации?


А что касается исторических документов, то они есть и у нас, которые вызывают не меньше доверия, чем те, которыми пользуется З. Гаджиев.
Говоря о переселении чеченцев-аккинцев «на территорию Дагестана», господин Гаджиев лукавит. Дагестан в современных границах существует лишь с 1921 года, когда Декретом ЦИК РСФСР от 20 января того же года была образована Дагестанская автономная республика с включением в её состав Хасавюртовского округа, который ранее входил в состав Терской области (подчёркнуто – нами). До этого территория расселения чеченцев-аккинцев к Дагестану никакого отношения не имела. Нет ни одного исторического факта, ни одной исторической карты, говорящих о принадлежности этих территорий Дагестану. Можно привести множество исторических источников, но мы ограничимся одним из них. Это - книга английского кавказоведа Джона Баддели (John Baddeley) «Завоевание Кавказа русскими», изданная в 1908 году одновременно в нескольких городах мира. В ней автор подробно описывает ареал расселения чеченцев и дагестанских народов, описаны границы их территорий, приведены иллюстрированные карты. Теперь книга переведена на русский язык (правда, по чьему–то указанию, без карт) и желающий может её легко достать.


Теперь об отношении акинцев к чеченцам и ингушам. Надо заметить: разделение единого нахского этноса на чеченцев и ингушей произошло сравнительно недавно и формально. Русские историки дали нахским народам эти названия где-то в 18 веке по названиям селений Чечен-Аул и Ангушт. Единый нахский этнос состоит из множества тухумов (больших племён), таких как маьлхий, чебарлой, аккинцы, галгаевцы, назрановцы и другие. Все они составляли один этнос. Их говоры настолько близки друг к другу, что они в общении меж с собой обходятся без переводчика. Для сравнения: языки андийцев, дидойцев и некоторых других народов Дагестана, объединённых в этнос «аварцы», совершенно не похожи на принятый в качестве литературного хунзахский диалект аварского языка.


На территорию нынешнего расселения чеченцев-аккинцев мигрировались разные тейпы (племена), в том числе и те, которых сейчас относят к ингушам. По мнению историков (которые заслуживают не меньше доверия, чем те, на которых опирается З.Гаджиев), они переселялись на свободные земли, не являвшимися собственностью кого –либо. Вот выдержки из трудов некоторых историков и других деятелей, которые приводит известный историк-кавказовед Хасан Бакаев.


"По историческим данным, зафиксированным в XIX веке, первые чеченские поселенцы на землях, позже получивших название "Кумыкской плоскости", застали безлюдный край: "Первыми переселенцами из гор Аки-Лам (из местности Нашихэ) были части фамилий Парчхой (Пешкой) и Цечой (Цецой). Они не застали в этих долинах ни одной человеческой души; мало того, вся Кумыкская плоскость, покрытая тогда сплошь дремучим лесом и камышами, была совершенно пустынна, если не считать наполнявших ее диких зверей; с другой стороны, в Андии был только один хутор, состоявший из одного семейства. Кругом был простор и неначатая богатая земля: на юг высились горы, вершины которых покрыты были яркою сочною травою; ниже начинались леса и спускались по ущельям вплоть до плоскости и далее до Терека. Леса и горы были полны оленей, коз, кабанов и др. зверей. Все это не имело хозяина и принадлежало Богу. Переселенцы с благоговением приняли от Бога эти места по праву первого завладения" (Е. Максимов, "Чеченцы"//Терский сборник, Владикавказ, 1893, вып. 3, кн. 2. стр. 24 и стр. 39-40).


Каким образом на этих землях оказались кумыки и как появилось название "Кумыкская плоскость"? На эти вопросы отвечает выдающийся кавказовед Адольф Берже. Отметив, что для решения внутренних разногласий, связанных с землепользованием и другими вопросами, качкалыковским чеченцам понадобились независимый третейский судья, А. Берже пишет, что чеченцы с этой проблемой обратились к шамхалу Тарковскому и тот прислал им князя, которого звали то ли Султа-Мотти, то ли Али-Бек. Чеченцы поручились шамхалу за безопасность приглашенного князя и обязались взять его на продовольственное содержание (А.П. Берже "Чечня и чеченцы" (Тифлис, 1859 г., стр. 104).


От себя добавим одно важное обстоятельство. Как чеченцы, так и другие народы Северного Кавказа знали, что Тарковские шамхалы возводили свой род к потомкам дяди пророка Мухаммада (с.а.с.) – Аббаса (полное имя: Абу-ль-Фадль аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб аль-Хашими), жившего в Шаме – Сирии (отсюда и титул этих владельцев "шамхал" или "шеами-хан"). По этой причине авторитет шамхала Тарковского среди кавказских мусульман был чрезвычайно высок, однако, наперекор мнению некоторых современных кумыкских историков, авторитет этот для чеченцев был чисто духовным и не был обеспечен никакими мерами социального принуждения. Сам факт, что чеченцы дали шамхалу Тарковскому гарантии обеспечивать безопасность присланному им человеку свидетельствует о том, что не чеченцы зависели от князя, а князь – от них. Сказанное ярко иллюстрирует последовавшее вслед за прибытием князя событие, описываемое А.Берже так:


"В то время Чеченцы не имели никакого понятия о деревянной посуде, они отрубили часть дупла и к одному из отверстий ее приставили дно. Это, говорят, послужило первообразом меры, общеупотребительной почти у всех туземцев и известной под названием сабы. Кумыкский князь, т. е. присланный от Шеами-хана наместником, не довольствуясь получаемой им платою, заменил назначенную Чеченцами меру другою, несколько большею. Один Чеченец, заметив подлог и видя разницу в величине сабы, швырнул ее у него же на дворе и разбил вдребезги. Испугавшись такого явного негодования, Кумыкский князь бежал с своими приближенными, опасаясь народного волнения и новых оскорблений. Но представители тех фамилий, которые должны были отвечать пред Шеами-ханом за неприкосновенность особы присланного им князя, бросились за ним в погоню и настигли его в том месте, где теперь лежит Хасав-Юрт. Они уговорили его вернуться в Аксай и остаться у них правителем" (А.П. Берже, Ук. соч., стр. 104–105).


Это описание показывает, насколько мизерными были у кумыкского князя "властные полномочия" над чеченцами. Что бы князь сделал, если бы его мошеннические действия с хлебом вызвали негодование не одного чеченца, а, скажем, пятерых? Или десятерых? Не говоря уже о всем обществе чеченцев-качкалыковцев. Тогда чеченцы едва ли смогли бы вообще нагнать перепуганного князя и его свиту. Однако смешного в этой ситуации очень мало, потому что А.Берже дальше отмечает: "Таким образом Кумыки появились в первый раз во владениях Чеченцев. Им дозволено было пользоваться землями только по ту сторону Аксая и Чеченцы взяли с них обещание никогда не переправляться через эту реку, но впоследствии времени Кумыки постепенно и исподволь завладели Чеченскою плоскостью, отчего она и носит теперь название Кумыкской" (А.П. Берже, Ук. соч., стр. 105).


Подытожим. Судя по чеченским свидетельствам, во время своего переселения на территорию, которая позже получила название "Кумыкской плоскости", они там не застали ни одного человека – край был безлюдным, но изобильным. И чеченцы начали расселяться по этой местности. Вскоре поземельные споры и другие бытовые конфликты при отсутствии института их объективного решения заставили чеченцев-качкалыковцев искать независимого арбитра на стороне, отклонив попытки некоторых чеченских семейств возложить эти функции на себя (из-за опасений потерять равенство в своем обществе, как поясняет А.Берже). Было решено просить о присылке такого арбитра у шамхала Тарковского, который, считаясь потомком дяди Пророка (с.а.с.) пользовался у мусульман высоким авторитетом. Князь-арбитр прибыл, и это событие стало прологом постепенного проникновения на эти чеченские земли кумыков, что, по словам А.Берже, со временем привело к тому, что эта территория стала называться "Кумыкской плоскостью". Примечательно, что южные кумыки северных кумыков (как раз тех, что обитают на Кумыкской плоскости) еще в XIX веке именовали "чеченцами" Сведения об этом мы обнаруживаем у этнографа, лингвиста и кавказоведа П.К. Услара, который отмечает, что южные кумыки своих северных сородичей называли "мичихич". А факт этот примечателен тем, что кумыки и чеченцев называют точно так же: "мичигъыш", "мичихичлан". И это еще одно подтверждение того, что ранее Кумыкскую плоскость населяли чеченцы, чье наименование сохранилось за переселенным на их земли новым населением (см. П.К. Услар, Этнография Кавказа. Языкознание. IV. Лакский язык. Тифлис, 1890, стр. 24).


Впрочем, кумыкские князья и позже не чувствовали себя хозяевами "кумыкской" плоскости. Как пишет российский военный историк XIX века А.В. Потто, "Ермолов застал кумыков в таком стесненном положении от этих выходцев (т.е. чеченцев. – Авт.), что бедные кумыки даже на своей земле не могли считать себя безопасными иначе, как поддерживая связи и входя в родство с качкалыковскими чеченцами. Ни один из князей кумыкских, по словам Ермолова, не смел выезжать, не будучи сопровождаем чеченцем" ("Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях", Т. II, СПБ, 1887 г. стр. 176).
Всё это здесь мы приводим вовсе не для того, что имеем какие-то претензии к кумыкам, а лишь в ответ на то, что пишет З.Гаджиев. Более того, мы очень признательны кумыкскому народу, который после нашего возвращения из ссылки не только освободили наши сёла и дома, но и приютили часть наших людей в своих сёлах и домах.


Переселение аккинцев на эти земли происходило не в 16-17 веках, как пытается доказать Гаджиев, а гораздо раньше, ещё до нашествия Тимура на Кавказ. Об этом свидетельствует большой знаток и любитель этого края, глубоко образованный человек, который долгое время работал в руководящих партийных и советских органах Казбековского района Расул Идрисович Идрисов. В своей книге «Салатавия – моя гордость», изданной в Махачкале в 2005 году на аварском языке, он пишет, что во время нашествия в 1396 году полчищ Тимура на Алмак и героического сопротивления его жителей завоевателю в селении жили чеченцы. Об этом свидетельствует, пишет автор, то, что вся топонимика Алмака чеченского происхождения. Село основали двое кровников из чеченских тейпов Харачой и Чункури и один горец (аварец). По итогам российской переписи 1812 года, продолжает Расул Идрисов, господствующим языком в Алмаке был чеченский. (Р. Идрисов. «Салатавия – дир ч1ух1и». Махачкала, 2005 г., стр.169).


(Алмак – ныне небольшое селение в Казбековском районе, в 13 км к югу от ауховского села Юрт-Аух (Калининаул). Жители из этого села, а также близлежащих хуторов были переселены в ауховские селения Юрт-Аух и Акташ-Аух во время депортации чеченцев в 1944 г.).


Не выдерживают критики и утверждения З. Гаджиева и иже с ними о том, что чеченцы «заселились на владениях разных дагестанских князей и вельмож с их согласия». Потому что не было в истории таких щедрых князей и вельмож, которые свои лучшие земли дарили даже своим союзникам, не говоря о людях, к которым они не питали особой симпатии, а сами продолжали бы жить на неблагоприятных для жизни и возделывания территориях.


А имело место другое. Русские колониальные власти, верные старому принципу «Разделяй и властвуй!», отдавали земли непокорных туземцев князьям и вождям отдельных народов «за безупречную службу царской короне». Их власть носила чисто номинальный характер и сосредотачивалась лишь на сборе податей с населения (ясак).
Поскольку у чеченцев не было своих князей, их земли распределяли среди князей других народов.


В заключение. Мы не стремимся отделиться или отгородиться от других дагестанских народов и не собираемся жить изолированно от всех. У нас нет претензий ни к одному дагестанскому народу. Единственное, что мы хотим – это быть восстановленными в своих попранных правах, свободно проживать в своих родовых сёлах, жить и работать во благо Дагестана, как все дагестанские народы. И мы очень надеемся, что дагестанский народ нас поймёт правильно и поддержит.


Эта статья и не появилась бы, если бы не лились нескончаемые потоки лжи и клеветы на нас со страниц разных СМИ и интернет-ресурсов.
Да наставит нас Аллах на правильный путь.

С уважением,  М.Магомедов,
31. 07. 2017 г.


ИА "Чеченинфо"
В российском Красноярске появился памятник Владимиру Ленину в стиле пиксель-арт.
25.11.2017 ИА Чеченинфо
В Минмолодежи ЧР прошел литературный патриотический фестиваль «Поэзия души» - ИА Грозный-информСегодня в министерстве ЧР по делам молодежи прошел региональный этап литературного патриотического фестиваля «Поэзия души».
24.11.2017 ИА Грозный-информ
Подведены итоги регионального этапа конкурса «Земля - наш Дом: экология в рисунках детей» - ИА Грозный-информСегодня в Региональном исполнительном комитете ЧРО партии «Единая Россия» прошла праздничная церемония награждения финалистов регионального этапа Всероссийского творческого конкурса «Земля - наш Дом: экология в рисунках детей»,
24.11.2017 ИА Грозный-информ
Сотрудники Госавтоинспекции Чечни встретились с детским ансамблем "Башлам" - ИА Чечня СегодняСотрудники Госавтоинспекции республики, провели встречу с коллективом Республиканского Детского ансамбля песни и танца "Башлам" им.
24.11.2017 ИА Чечня Сегодня
В Минобрнауки ЧР прошло заседание членов совета Ассоциации молодых педагогов ЧР - ИА Грозный-информВ Министерстве образования и науки Чеченской Республики прошло заседание членов совета Ассоциации молодых педагогов ЧР.
24.11.2017 ИА Грозный-информ
«Стул в искусстве» и многое другое - Столица ПлюсНедавно в Северокавказском филиале государственного музея Востока в Адыгее открылась  выставка «Стул в искусстве»,
24.11.2017 Столица Плюс
28 ноября впервые в Чеченской Республике, в Государственной галерее им. А. А. Кадырова, состоится открытие персональной выставки коллекции платков от текстильного дизайнера Мадины Газиевой «Чеченские истории в шелках»,
24.11.2017 ИА Грозный-информ
Фотография взята из Интернета - ИА Чечня СегодняФотография взята из Интернета 28 ноября 2017 года в 14:00 впервые в Чеченской Республике в Государственной галерее им.
24.11.2017 ИА Чечня Сегодня
В Общественной палате ЧР обсудили вопросы организации взаимодействия с Фондом по сохранению исторической памяти об участниках и Героях Великой Отечественной войны - ИА Грозный-информПредседатель Общественной палаты Чеченской Республики Исмаил Денильханов встретился с руководителем Фонда им.
24.11.2017 ИА Грозный-информ
Молодые ученые ГГНТУ приняли участие во II Фестивале науки Юга России «Наука и молодежь – факторы становления инновационного общества» - ИА Грозный-информНа базе Дагестанского государственного университета прошел II Фестиваль науки Юга России «Наука и молодежь – факторы становления инновационного общества»,
24.11.2017 ИА Грозный-информ
Праздничный вечер «Тепло родного очага», посвященный Дню матери, прошел в Курчалоевском районе - ИА Грозный-информРДК Курчалоевского района совместно с Центром народного творчества Чеченской Республики организовал праздничный вечер «Тепло родного очага», посвященный Дню матери.
24.11.2017 ИА Грозный-информ
Граффити-фестиваль против наркотиков прошел в Грозном - ИА Чечня СегодняВ Чеченском государственном колледже культуры и искусства им.В.Татаева прошел детско-юношеский фестиваль, организованный Национальной музыкальной школой им.
24.11.2017 ИА Чечня Сегодня
Глава Чечни встретился с преподавателями и студентами  Северо-Кавказского института - ИА Грозный-информВ ресторане Black Star Burger в Грозном Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров встретился с преподавателями и студентами Северо-Кавказского института (филиал) ВГУЮ, приехавшими из Дагестана вместе с ректором Гусейном Магомедовым.
24.11.2017 ИА Грозный-информ
Дмитрий Калязин в Школе блогеров «#PROдвижение»: Эмоции рассказывают зрителю больше, чем слова - Молодая Гвардиячетверг, 23 ноября, 2017 - 19:52 Автор фото:  Екатерина Авдеева В четверг, 23 ноября, в ДК «Трехгорка» в рамках проекта Школа блогеров «#PROдвижение» состоялся мастер-класс «Секреты публичных выступлений».
23.11.2017 Молодая Гвардия
В Республиканской детской библиотеке им.С.В. Михалкова состоялась презентация  книги  Мусы Ахмадова "Сто тысяч  хороших дел" - ИА Грозный-информВ Республиканской детской библиотеке им. С.В. Михалкова состоялась встреча с чеченским писателем, поэтом и драматургом Мусой Ахмадовым.
23.11.2017 ИА Грозный-информ
За прошедшие сутки на дорогах Чеченской Республики произошло два дорожно-транспортных происшествия, в результате которых двое молодых людей погибли, а малолетний ребенок был доставлен в больницу.
24.11.2017 МВД Чеченской Республики
Посягнувший на жизнь сотрудника полиции житель Чечни осужден на 14 лет - ИА Чечня СегодняВерховный суд Чеченской Республики 13 ноября 2017 года вынес обвинительный приговор в отношении 26 - летнего Д., который признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст.
24.11.2017 ИА Чечня Сегодня
В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками правоохранительных органов на территории Чеченской Республики обнаружены два тайника с большим количеством боеприпасов и оружием.
24.11.2017 МВД Чеченской Республики
В российском Красноярске появился памятник Владимиру Ленину в стиле пиксель-арт.
25.11.2017 ИА Чеченинфо
«Стул в искусстве» и многое другое - Столица ПлюсНедавно в Северокавказском филиале государственного музея Востока в Адыгее открылась  выставка «Стул в искусстве»,
24.11.2017 Столица Плюс
Молодые ученые приняли участие во II Фестивале науки Юга России - ГГНТУНа базе Дагестанского государственного университета прошел II Фестиваль науки Юга России «Наука и молодежь – факторы становления инновационного общества»,
23.11.2017 ГГНТУ
Воспоминания о великом человеке - Столица Плюс
Воспоминания о великом человеке
В 1989 году в столице Сирии городе Дамаске состоялась Первая международная выставка в истории художественной культуры чеченцев и ингушей.
Столица Плюс
Российский археолог и выдающийся общественно-политический деятель, Алексей Ковалев поделился своими  взглядами , став гостем специального проекта РЕН ТВ Петербург «СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ». - Столица Плюс
Российский археолог и выдающийся общественно-политический деятель, Алексей Ковалев поделился своими взглядами , став гостем специального проекта РЕН ТВ Петербург «СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ».
Политик считает, что для сохранения самобытной культуры кавказских народов первое, что необходимо сохранить, это материальные носители этой самой культуры.
Столица Плюс
Памятные даты России. 11 ноября. Завершилось Стояние на Угре - Столица Плюс
Памятные даты России. 11 ноября. Завершилось Стояние на Угре
Иван III отказался платить дань. Хан Большой Орды Ахмат совершил неудачный поход на Русь – «Стояние на Угре».
Столица Плюс
Алкоголь – яд для организма - ИА Грозный-информКак показали результаты всеобщей диспансеризации, у подавляющего большинства россиян высок риск развития неинфекционных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной системы, диабета и злокачественных опухолей.
24.11.2017 ИА Грозный-информ
Боец клуба «Ахмат»  Заур Касумов встретится с дагестанским бойцом Джамалом Магомедовым - ИА Грозный-информ17 декабря в Спорт Холле «Колизей» в столице Чеченской Республики состоится международный турнир WFCA 44.
24.11.2017 ИА Грозный-информ
Непобеждённый Бахрам Муртазалиев проведет одиннадцатый бой в США - ИА Грозный-информЗавтра, 25 ноября, на известной арене Madison Square Garden в Нью-Йорке (США), непобеждённый чеченский профессиональный боксёр, представитель клуба «Ахмат» Бахрам Муртазалиев проведет одиннадцатый бой.
24.11.2017 ИА Грозный-информ
На мечеть в Египте совершили  нападение во время пятничной молитвы - ИА Чечня СегодняНе менее 50 человек погибли в пятницу в результате атаки боевиков на мечеть на севере Синайского полуострова в Египте.
24.11.2017 ИА Чечня Сегодня
Темирлан Хучиев и Али Абдуллаев избраны секретарями Местных отделений «Единой России» - Единая РоссияВ ходе Конференций районных отделений ЕР кандидатуры были приняты единогласно В Чеченской Республике завершился этап ротации Местных политсоветов в районных отделениях Партии «Единая Россия».
24.11.2017 Единая Россия
Свыше  600  часов  отработали  в  Чечне  должники на общественных работах - УФССП  Более 600 часов  отработали за текущий месяц в качестве разнорабочих  20  должников   под контролем судебных приставов районных отделов УФССП России по Чеченской Республике   Осужденным пришлось заниматься покрас
24.11.2017 УФССП
В Чеченской Республике 27 ноября стартует неделя приемов граждан по личным вопросам.
24.11.2017 ИА Чечня Сегодня