«Без утайки, без страха…»

Именно этими словами из письма одного из читателей Ахмета Хатаева, написанных в довольно обширном отзыве о его произведениях, хотелось бы озаглавить рассказ о недавно состоявшейся презентации произведений писателя. © Муса Садулаев/ИА "Грозный-информ"

Это событие прошло в актовом зале Национальной библиотеки имени А.Айдамироваи, уверена, надолго запомнится его участникам.На встречу с писателем пришло очень много людей, настолько много, что принимающей стороне спешно пришлось увеличить количество стульев в зале.

Это было знаковое событие, подготовленное и проведенное по инициативе руководства писательской организации республики и коллективом Национальной библиотеки.На эту встречу писатель АхметХатаев пришел с завидным багажом – среди презентуемых произведений была не только трилогия, объединенная общим названием «Кровавый след», но и ряд других произведений писателя: романы «Покаяние Иуды» и «Битва над бездной», отмеченные престижными литературными премиями, а также замечательный сборник рассказов для детей «Дозор», который настолько оказался востребованным, что продолжает переиздаваться.

Но главным произведением писателя на сегодняшний день остается трилогия. Это масштабная работа, написанная человеком, обладающим колоссальным опытом, знанием темы, владеющим информацией и умеющим подать тему так, чтобы сразу, с первых строк увлечь читателя. В трилогию вошли три книги: «Эшелон бесправия», «Враг народа» и «Ночи без Бога». Произнося название третьей книги, автор склонен сразу перевести его на чеченский язык, так как «Ночи без Бога» в чеченском обществе режет слух и воображение сразу рисует апокалипсические картины, причем, апокалипсис случается не вокруг нас, а в нас самих, в наших душах, что еще страшнее. Итак, название третьей книги на чеченский язык переводится так: «Дела вицвина буьйсанаш» («Ночи, когда забыли Бога»).

«Эшелон бесправия» - первая книга из трилогии и она полностью посвящена депортации чеченцев и ингушей в феврале 1944 года. Казалось бы, на эту тему написано достаточно много, но, прочитав «Эшелон бесправия», читатель сразу отметит новизну подачи материала, подлинную картину безысходности и трагизма, которые испытали люди, измотанные тяжелой дорогой, разлученные с родиной, оказавшиеся в самые суровые морозы на чужбине, где их никто не ждал.

Во вступительном слове автор отмечает: «Я не ставил задачу кого-то в чем-то изобличить, к суду призвать, абсолютно не сгущал краски событий, а, наоборот, надеясь, что время как-то сгладило черты, старался мягче суть подать. Но это было, и оно должно иметь право на голос, ибо это – правда».

Сразу можно заметить, что автор обладает обширной информацией, которая почти полвека тщательно замалчивалась, а прорвавшись наружу, оказалась обжигающе страшной. В книге впервые приводятся подлинные мотивы выселения, и на протяжении всего повествования читатель будет ловить себя на мысли, что благодарен автору за то, что он взялся за перо и рассказал всем, как это было. «Эшелон бесправия увидел свет в 1997 году.

«Враг народа» - вторая книга, вошедшая в трилогию писателя А.Хатаева. Это продолжение темы выселения, в которой отслежена трагическая судьба чеченцев, их стремление сохранить свое человеческое достоинство, что не так просто сделать в условиях тотальной системы унижения, попрания всех мыслимых и немыслимых человеческих прав.

1944-1957. Эти даты, как кровавое тавро, впечатались в новейшую историю чеченцев. И хотя нам кажется, что об этой трагедии сегодня сказано практически все, это далеко не так. Писатель, давно занимающийся этой темой, прекрасно понимает, что у каждой сосланной семьи, у каждого отдельно взятого депортированного чеченца есть своя уникальная история выживания в условиях, в которых выжить было практически невозможно. Ежедневные лишения, холод, голод, болезни, тоска по покинутой родине… Вот то малое, что можно описывать словами, а вот заглянуть в душу человека удается не каждому. Писателю Ахмету Хатаеву это удалось.

Третья часть трилогии «Ночи без Бога» («Дела вицвинабуьйсанаш») – это сложное по своей структуре повествование о непростой сорокалетней жизни чеченцев, вернувшихся из ссылки. Возвращение к родным очагам случилось сразу после восстановления Чечено-Ингушской автономии в январе 1957 года. К сожалению, период возвращения вайнахов на родину в нашей литературе описан крайне скудно, хотя и здесь народу пришлось испытать очередную долю притеснений и унижений: их дома заняты, работы нет, жилья нет, средств к существованию тоже нет, и рать чиновничья с молчаливого одобрения власти, всеми своими действиями показывала, что их здесь никто не ждал.

Так начиналась мирная жизнь чеченцев в первые годы возвращения на родину. И то, что описано в третьей книге трилогии в какой-то степени восполняет пробел, образовавшийся в данном периоде истории чеченцев. Коллеги, убеждена, помнят, как готовя материал о знатном труженике, были вынуждены тринадцатилетний период жизни человека обойти неубедительной скороговоркой. Получалось, что человек ездил в Среднюю Азию поднимать целину или с какой-то другой миссией, но о депортации говорить было нельзя.

Углубляясь в чтение первой книги из трилогии – «Эшелон бесправия»,, читатель всем своим нутром почувствует, как далеко, в самом сердце народа, тлеет и пытается прорваться наружу, невысказанная в свое время боль, не полученные в свое время ответы на один важный вопрос: «За что?» Невозможно вынашивать в сердце такую боль, когда, рассказывая о своей горькой доле, глухо, с яростью вытирая слезы, плачут старики. Надо было раньше дать им возможность высказаться, признаться хотя бы в чудовищной ошибке, о необходимости власти повиниться речь не идет – такое у нас не принято.

В своей рецензии на трилогию доктор филологических наук Хасан Туркаев пишет: «Название третьей части трилогии «Ночи без Бога» при первом прочтении вызывает недоумение. Но по мере углубления в ее содержание, поражаешься проницательности автора, вникшего в самую суть нелюдей, развязавших в Чечне в 90-е годы ХХ века две войны. Они устроили этот кровавый шабаш, забыв о Боге, унизив страну, которая их взрастила и дала образование». Далее рецензент с сожалением отмечает, что «авторы военных кампаний в Чечне знали, что, согласно Всесоюзной переписи 1989 года, в Чечне проживало более 240 тысяч русских, десятки тысяч представителей более 100 наций и народностей. …Знали эти преступники и о том, что начни они здесь военные действия под прикрытием лживой выдумки о «наведении конституционного порядка», под их бомбами и артобстрелами будут гибнуть не только чеченцы, но и все, кто проживает в этой республике». Это тоже – еще одна часть чудовищной по своему цинизму правды.

В «Сельской жизни» была опубликована рецензия Геннадий Пискарева, в прошлом сотрудника Администрации Президента РФ, который был хорошо знаком с плодотворной деятельностью А.Хатаева в системе государственного управления. В большой публикации «Нет вознесения без воскресения» он пишет о третьей части трилогии: «Хатаев проявил себя не только как самобытный художник, но и историограф чеченского народа – народа с горькой судьбой, изгнанного в середине прошлого столетия очередной раз с родной земли. Знакомясь с неизвестными ранее и приведенными в книге документами об этой трагедии, углубляясь вместе с автором в потаенные слои самосознания и культуры чеченцев, с помощью языка коих были, оказывается, расшифрованы надписи на камнях древнего государства Урарту, невозможно было не содрогнуться от той жестокой доли, несправедливости, гонимой участи, что с завидным упорством преследует во все времена умных, гордых, свободолюбивых, но беззаветных и простодушных вайнахов».

Хотелось бы обратить внимание еще на одну выдержку автора статьи: «…Все ищут правду (она разная), ко всем автор внимателен и терпим. Даже к апологетам сталинско-бериевского режима. О ленинской же политике на Кавказе сказано с явной теплотой. Что ж, так, наверное, и должно быть в эпохальном произведении, которое по жанру, как определил бы я, сродни творениям живописца Ильи Глазунова, таким, как «Великий эксперимент», «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия» - полотнам, где, думается, ярко заявил о себе новый творческий метод освещения жизни – философско-исторический реализм.Метод, позволяющий взглянуть на эту самую жизнь, по выражению одного из героев Хатаева, не из-за бруствера, а сверху, по-божески – «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье».

Такая оценка дорогого стоит.Далее автор в своей рецензии приводитподстрочный перевод строк из чеченского эпоса: «Мы, умерев, заново не родимся, состарившись, заново не помолодеем. Родившие нас матери заново нас не родят». И автор признается, что эти строки вывернули ему душу наизнанку. И в самом конце резюмирует: «И захотелось на этом остановить свой разговор о книге, которая, не сомневаюсь, найдет и других, более вдумчивых и прозорливых читателей и рецензентов».

Кстати, автор данной статьи счел необходимым принять участие в презентации произведений Ахмета Хатаева и специально прилетел из Москвы и выступил перед читателями. Выступление было эмоциональным, информационно насыщенным, о чем председатель Союза писателей Чеченской Республики Канта Ибрагимов не преминул заметить: «Вот как надо читать произведения – не только давать оценку «плохо» или «хорошо», но и делать анализ».

Во время презентации читатели могли познакомиться с биографией Ахмета Хатаева. Она непростая. Родился в депортации, в 1958 году вместе с родителями вернулся на родину, школу окончил в селе Гехи. Занимался спортом и небезуспешно. В 1970 году окончил Грузинский государственный институт физической культуры и спорта.

За годы учебы в вузе он становится мастером спорта СССР по вольной борьбе и одновременно занимается наукой: под научным руководством известного грузинского ученого В.И. ЭлашвилиАхметХатаев исследовал опыт военно-физического воспитания вайнахов в период военной демократии. Соответственно, публиковался в грузинских и грозненских научных изданиях, выступал на научно-практических конференциях, готовился к защите диссертации для получения степени кандидата исторических наук, но в связи с призывом на срочную службу в ВС СССР не смог завершить эту работу.

В 1971 году Ахмет создал и возглавил в качестве директора республиканскую Детско-юношескую спортивную школу. Развернул работу по организации ее филиалов в районах республики, широко вовлекая сельскую молодежь в занятия спортом. Позже из стен данной школы вышли известные в стране и за ее пределами спортсмены.

В декабре 1972 года по путевке Обкома комсомола А. Хатаева направляют на службу в КГБ СССР. В 1973, 1979 и 1990 годах получил и усовершенствовал специальную подготовку на высших курсах подготовки руководящих кадров КГБ СССР.

С 1974 по 1992-й год он служит в органах госбезопасности по линии контрразведки. Последняя должность – руководитель КГБ ЧИАССР.Если задаться целью перечислить ответственные должности, которыеА.Хатаев занимал на протяжении двух последних десятилетий, это будет довольно внушительный перечень. (В скобках замечу, что подробная информация Ахмета Хатаева будет размещена в литературно-географическом атласе, который готовится к изданию). А пока ограничимся сообщением о том, чем писатель занимается в данное время. В настоящее время он активно участвует в работе Союза писателей России: является председателем Совета по проблемам национальных литератур, РАЕН - работа в секции макроэкономики и выполняет функции советника в Государственной Думе России по вопросам обеспечения экономической безопасности страны.

В числе выступивших на презентации было много. Не буду пытаться перечислить всех, однако, следует отметить, что среди них были коллеги Ахмета Хатаева по писательскому цеху, ученые, журналисты, работники культуры и просто читатели, которые решили выразить автору свою признательность. Вел презентацию Эдуард Мамакаев. Надеюсь, выражу общее мнение: это у Эдуарда Арбиевича получалось хорошо, без лишней в данном случае академичности и с долей юмора и удачных реплик, как, впрочем, и должно быть.

Каждый из участников презентации получил книги с автографом автора.

Тамара Чагаева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

 
По теме
ЧЕЧНЯ. Перед судом предстанет местный житель, обвиняемый в применении насилия в отношении представителя власти Ачхой-Мартановским межрайонным следственным отделом завершено расследование уголовного дела в отношении 33
Заместителем прокурора республики Сергеем Семёновым утверждено обвинительное заключение и направлено для рассмотрения по существу в Ачхой-Мартановский районный суд уголовное дело в отношении местного жителя,
Следователями ОМВД России по Урус-Мартановскому району окончено производством и направлено в Урус-Мартановский городской суд уголовное дело, возбужденное в отношении жительницы г. Урус-Мартана, 1998 года рождения.
Следователями отдела МВД России по Урус-Мартановскому району окончено производством и направлено в суд уголовное дело, возбужденное в отношении 44-летнего жителя н.п.
ЧЕЧНЯ. В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Ножай-Юртовском районе республики ведутся работы по ремонту моста на 1 км подъезда к селу Чурч-Ирзу от а/д Ножай – Юрт – Зандак – Симсир
ИА Чеченинфо
В городе Аргун планируется создание школы креативных индустрий - ИА Грозный-информ В Министерстве культуры ЧР состоялось совещание в режиме видеоконференции по вопросу реализации «дорожной карты» - создания в регионах России школ креативных индустрий в 2024 году в рамках федерального проекта «Придумано
ИА Грозный-информ
Кафедра "Технология строительного производства" ИСАиД ГГНТУ провела научный семинар на тему:  "Материалы и технологии для ремонта, восстановления и реставрации объектов культурного наследия"  в рамках Года истории,
ГГНТУ