В МБОУ СОШ № 8 г. Грозного 15 марта 2017 г. прошла музейная лекция старшего научного сотрудника отдела «Средневековой и Новой истории Чечни» Национального музея ЧР Али Садулаева. Темой урока стали «взаимоотношения чеченцев с кавказскими народами (XVI–XVIII вв)» Сотрудник музея рассказал школьникам о взаимоотношениях в таком многонациональном регионе, как Северный Кавказ.
По словам А. Садулаева, Чеченский народ был с глубокой древности связан тесными политическими, экономическими и культурно-родственными узами с соседними кавказскими народами. Взаимоотношения чеченцев с народами Дагестана на востоке, с кабардинцами и осетинами на западе и кочевыми народами Предкавказья на севере значительно укрепились и выросли в 18 в.
Чечня и Дагестан в основе своих тесных политических связей имели определенное политическое, хозяйственное и культурное единство, позволявшая некоторым современникам определять территорию этих областей общим названием – «Дагестан».
Тесные политические связи Чечни и Дагестана имели прочную экономическую основу. Жители высокогорных и восточных районов Чечни имели совместные с аварцами, андийцами и кумыками пастбище на территории Дагестана. На плоскостных притеречных районах они также совместно пользовались пастбищами и пахотными землями, занимались рыбной ловлей на протоках Терека и на Каспийском море.
Дружбой и добрососедством, культурным и кровным родством характеризовались взаимоотношения вайнахов с осетинским народом. В основе этого лежала не только известная общность исторического происхождения, но и общность исторических судеб.
В 18 веке происходило дальнейшее сближения Кабарды и Чечни, диктуемое интересами борьбы против царизма. Между ними заключались присяги и договоры; в 1773 году кабардинцы и чеченцы выставили совместное ополчение, заставившее отпустить генерала Медева, в 1779 году совместные силы храбро сражались под стенами Марьинской крепости. Широкий отклик в Кабарде нашло движение Имама Мансура, вспыхнувшее в Чечне в 1785 году. Дружба между двумя областями настолько беспокоило царизм, что в соглашениях с Кабардой от кабардинцев категорический требовалось не вступать в союз с чеченцами.
Отношения чеченцев с ногайцеми, прервавшиеся в связи с гибелью Золотой Орды, вновь завязались в середине 16 века с переселением
Малой (Ногайской) орды в междуречье Дона и Волги. Впоследствии ногайское население в предкавказских степях постоянно возрастало за счет перекочевки новых орд из-за Волги. Со времени своего появления в Предкавказья ногайские феодальные улусы активно участвуют в политической жизни Северного Кавказа, порой угрожая нашествием местным горским народам, как это было, например 1619 г.
Чеченцы с ногайцами нашли свое отражение в фольклоре и в некоторых деталях домашнего быта горцев, в названии отдельных пород животных. Также и часть тюрских заимствований в нахских языках относятся к ногайскому «наречию». Имели место смешенные браки и приобщение ногайцев к отдельным чеченским родственным коллективам, в результате чего образовались «ног1и некъе» (ногайское поколение) в ряде тейпов.