Распад СССР в конце прошлого столетия и кардинальные социально-политические преобразования не могли не отразиться и на системе нравственных ценностей общества. В российском государстве, отказавшемся от официальной идеологии, происходило стремительное разрушение духовного единства общества, коренным образом менялись жизненные приоритеты граждан, а также традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки.
В обществе постепенно укрепились негативные стереотипы социального поведения: правовой нигилизм, низкая правовая культура и маргинальное правосознание, и, как следствие – гражданская индифферентность или протестное отношение граждан к выполнению норм законодательства, пренебрежение исполнением гражданского долга и конституционных обязанностей. Особенно пагубным оказалось негативное влияние на общественную нравственность и гражданское самосознание подрастающего поколения, отразившееся на его отношении к государству, закону и труду.
Одновременно с развитием новой капиталистической экономики, в условиях крайне слабого государственного и общественного сдерживания, начал свое бурное развитие бизнес, эксплуатирующий различные человеческие пороки, что привело к криминализации детской и молодежной среды, наркомании, пьянству, низкому уровню общественной морали, упадку патриотического воспитания, кризису традиционных семейных ценностей.
Все это вкупе стало причиной возникновения множества различных негативных явлений, особенно в молодежной среде, существенного падения моральных норм подрастающего поколения. Поэтому духовно-нравственное воспитание молодых россиян приобрело чрезвычайную значимость, став одной из приоритетных задач в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны. Сегодня в России этим важнейшим проблемам уделяется самое пристальное внимание государства.
Нравственное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Естественно, основные ценности личности формируются в семье, где происходит передача социального опыта, исторической памяти, этнокультурных традиций.
В современной системе духовно-нравственного образования российского общества ключевая роль отводится школе, где ребенок проводит много времени и формируется как личность, где наиболее глубоко и последовательно осуществляется его развитие и воспитание.
В посланиях Президента России Владимира Путина Федеральному собранию Российской Федерации неоднократно подчеркивалось, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность,… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.»
Сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, а также воспитание детей и молодежи в духе гражданственности – главные цели Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в области культуры.
Новая российская общеобразовательная школа стала важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. В ней сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь подрастающего поколения.
Глава государства отмечал, что «от того, как мы воспитаем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
Сегодня школа является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России. Причем именно в школьном возрасте дети наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Кроме того, педагогические пробелы развития и воспитания в школьный период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Следует отметить, что решение задач духовно-нравственного воспитания в современных социально-экономических условиях значительно усложнилось в условиях развивающихся современных технологий, негативного воздействия информационного пространства, непосредственно влияющих на формирование внутреннего мира человека. Через массовую культуру, с помощью СМИ и интернета молодым людям активно навязываются ложные жизненные ориентиры.
Преподавание основ духовно-нравственной культуры будет способствовать нравственной ориентации, поможет молодому поколению побуждать себя к саморазвитию и самосовершенствованию.
Тамерлан ИСАЕВ