В истории чеченского и ингушского народов шейх, устаз, эвлия Кунта-Хаджи Кишиев – явление особенное, и в длинной цепи национально-освободительных движений и войн события, связанные с именем Кунта-Хаджи, занимают значительное место.
В основе учения Кунта-Хаджи Кишиева лежали идеи добра против зла, скромность и отсутствие излишеств, чистота помыслов и богоугодные дела. Не все религиозные деятели были согласны с основными идеями шейха, а его зикр некоторые объявляли противным Богу. Но слова этого великого религиозного деятеля и философа были близки и понятны бедным горцам, уставшим от бесконечной кровавой войны с царскими колонизаторами, потому что он проповедовал мир. Киши-Хаджи отрицал любую войну, говорил, что нельзя отвечать злом на зло, просил прощать своих врагов, наставлял, что спасение человека только в духовном росте. Кунта-Хаджи не был слепым фанатиком, ему, как ученому и философу, была небезразлична судьба чеченского народа, его социально-экономическое положение, духовные ценности. В своих проповедях и воззваниях он призывал народ к самосохранению, отказу от самоубийственной войны против самой мощной империи мира в те времена – России. Он понимал, что дальнейшее сопротивление может привести к исчезновению чеченцев как нации, ведь Чечня была полностью разорена многолетней Кавказской войной.
Как царская власть, так и безбожная власть Советов вели идеологические войны против Кунта-Хаджи и его последователей, но они проиграли эту битву. Сегодня сотни тысяч людей из Чечни, Ингушетии, Дагестана признают его своим устазом – святым покровителем, духовным наставником. О жизни и деятельности великого Кунта-Хаджи создано немало трудов и монографий, самым значительным из которых является исследование доктора философских наук Вахита Акаева «Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение». В этой работе впервые даются полные сведения о религиозной деятельности Кунта-Хаджи, о сущности учения великого устаза, о его аресте и ссылке в глубь России.
Немало и других авторов, в том числе и дореволюционных, кто писал о великом гуманисте, проповеднике и просветителе, мученике за веру Кунта-Хаджи. На днях вышла очередная книга о жизни и учении Кунта-Хаджи Кишиева. Ее составителем является Руслан-хаджи Албогачиев, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, действительный член-корреспондент РАМТН, автор более 200 печатных работ, в том числе 7 книг. Активный участник общественной и политической жизни ингушского народа Р.Албогачиев уделяет большое внимание духовности, нравственности, возвращению религиозных традиций вайнахов. Он всегда стремился донести до своих соотечественников важность духовной чистоты для мусульманина, для любого человека, независимо от его религиозной принадлежности. Род Албогачиевых еще в середине XIX века искренне и от сердца принял вирд святого устаза Киши-Хаджи. С этих пор из поколения в поколение передавались в их роду устои и традиции кадырийского тариката, который подарил ингушам шейх из Илсхан-Юрта. В течение десятилетий история великого устаза умалчивалась, но чеченские и ингушские народы сохранили в своей памяти сказания об эвлия Киши-Хаджи, передавая их из уст в уста. Отец Руслана-хаджи Албогачиева собирал сведения о святом устазе. С его рукописных страничек начался сбор материалов для данной книги и многие годы пополнялся сведениями из архивов различных городов, а также устными свидетельствами и воспоминаниями об устазе Киши-Хаджи, его потомках и тех, кому посчастливилось в своей жизни быть рядом с ним.
Большая заслуга автора данного труда в том, что он собрал воедино все исследовательские работы ученых, историков, краеведов о Киши-Хаджи Кишиеве в одной книге. Как отмечает сам составитель сборника Руслан-хаджи Албогачиев, при подборе материалов книги перед ним стояла задача – сохранить достоверность событий, отсеять сомнительную информацию. И он сумел сделать достоянием многих правду о жизненном пути досточтимого шейха. Имеющийся в данном издании материал освещает малоизвестные факты бытия шейха Киши-Хаджи.
В начале книги составитель дает понятие читателю о кадырийском тарикате, сведения о его основателе, о распространении зикризма в Чечне и Ингушетии, и, конечно, о возрождении в нашем крае кадырийского тариката великим святым Киши-Хаджи. Р.Албогачиев и С.Яхиев пишут о ценностях зикризма и его утверждении в Чечне и Ингушетии. В книге приводятся выдержки из труда известного ученого-хадисоведа Хафиза Ибн аль-Кайима о ценностях зикризма, рассказывается о способах совершения зикра последователями вирдов накшбандийа и кадырийа в Чечне и Ингушетии. М. Барахоев подготовил к публикации статью В. Акаева о нравственно-религиозном учении суфия Кунта-Хаджи Кишиева. «Кунта-Хаджи не воин, и он не совершал военных подвигов. Он – миротворец, святой. Его подвиги лежат в сфере духовной», – пишет В.Акаев. О заповедях Кунта-Хаджи, о его проповедях пишут М.С.Муслимов, А.А.Урусханов, М.Исраилова, М.С-Г.Албогачиева, А-Х.М.Ас-
хабов, А.М.Гаросаев, Л.Р.Гудаев и другие авторы. Ш. Шихалиев знакомит читателей с арабографическими сочинениями Кунта-Хаджи Кишиева в Дагестане. Здесь приводятся копии выписок, рапортов, донесений, связанных с шейхом Кунта-Хаджи, народные религиозные песни – назмы про Кунта-Хаджи. Очень интересны научно-исследовательские статьи М. Вахидовой «Влияние учения Кунта-Хаджи на мировоззрение Толстого», С.Путилова «Чеченский пацифист шейх Кунта-Хаджи», Я.Чеснова «Суфизм и этнический менталитет чеченцев». В книге имеется ряд уникальных фотографий, связанных с жизнью и деятельностью Кунта-Хаджи Кишиева.
Источник: www.serdce-chechni.ru
"С+", №49 от 30.12.16г.