Асы горных серпантинов. Горы требуют мастерства

Асы горных серпантинов. Горы требуют мастерства
Фото: www.stolicaplus.ru

Любая красота хранит в себе опасность, у роз – это шип, а у гор –серпантин, который слово змея обвивает каменного исполина. За каждым его поворотом водителя могут поджидать разные «сюрпризы»: завалы, размытый асфальт и много других неприятностей. Поэтому нужно быть настоящим асом, чтобы изо дня в день преодолевать горные километры и не попадать в «ловушки», расставленные капризной природой.  Одним из таких высококвалифицированных специалистов является Ильяс Измулаевич, который уже более десяти лет крутит баранку пограничного уазика в чеченских горах.

 

Получив разрешение на выезд, наш уазик под управлением Ильяса начал свой неторопливый спуск по серпантину. За окном открылась живописная картина, достойная кисти художника. Меж белоснежных гор, вершины которых спрятались от человеческого взгляда в плотной завесе облаков, сизо-голубой лентой извивался незамерзающий Аргун, несущий свои воды с обледеневших склонов Большого Кавказского хребта.

– Красота! – произнёс я, не переставая щёлкать затвором фотоаппарата.

Дорога тем временем становилась всё уже и уже. На миг мне показалось, что ещё чуть-чуть и мы кубарем покатимся в обрыв. Дабы отбросить дурные мысли и успокоить разбушевавшуюся фантазию, я решил заговорить с Ильясом. Не важно о чём, лишь бы, отвлечься от дороги.

– А, правда, что водители служебных машин держат свою дверь приоткрытой, чтобы в случае чего выскочить из машины, – поинтересовался я у него, вспомнив байки своих коллег, уже не раз бывавших в этих краях.

Пограничник, сосредоточено крутивший баранку, добродушно рассмеялся.

 – Конечно, нет! Хотя, поговаривали, что во времена службы по призыву некоторые так делали. Как по мне, так это привычка неопытного и неуверенного в себе водителя. Но у нас такие не служат, – произнёс Ильяс и демонстративно подёргал за дверную ручку.

Преодолев очередной поворот, Ильяс поделился некоторыми премудростями управления автомобилем в горных условиях.

– Всё зависит от первой поездки, – сказал он. – Если она пройдёт, как говорится, по маслу, то и дальше проблем не будет. Самая главная опасность для новичков – красивый пейзаж, который нет-нет да отвлекает от дороги, а в горах нужно постоянно контролировать ситуацию.

По словам мудрёного опытом водителя, залог безопасности это не только внимательность, но и «здоровье» «железного коня». Чтобы избежать хлопот в пути к каждой поездке необходимо тщательно готовиться. Ведь использование автомобиля на больших высотах сильно отличается от езды по равнинам.

В первую очередь  необходимо проверить исправность тормозов, рулевого управления, сверить показания контрольных приборов. Затем нужно осмотреть автомобиль на предмет пропуска воздуха, подтекания топлива, воды, тормозной жидкости. Кстати, нельзя забывать и про приспособления для предотвращения скатывания назад, цепи противоскольжения, буксир, шанцевый инструмент, которые всегда должны быть в багажнике.

– Как вы сами видите, отбойников здесь нет, – подметил пограничник, – поэтому перед тем как выехать водитель должен быть уверен в своём автомобиле  не на сто, а на все двести процентов.

На самой же дороге надо неукоснительно соблюдать правила, выработанные за многие годы опытными водителями. Причём следовать им стоит не только водителям служебного автотранспорта, но и простым гражданам, решившим покорить горные вершины на автомобиле. Например, при разъездах в узких местах преимущество у того автомобиля, который движется на подъём или находится у обрыва. Выбирая траекторию движения, нужно двигаться как можно правее в пределах своей полосы. Также нельзя срезать угол поворота, особенно в местах с ограниченной видимостью, не говоря уже о том, что пересекать осевую линию запрещено.

Оказывается, спуск по серпантину бывает иногда опасней подъёма. По словам Ильяса, в горах можно забыть о движении накатом, поэтому водитель должен включить ту передачу, на которой бы поднимался вверх. И, главное, чем круче спуск, тем ниже передача. Рабочими тормозами стоит только подтормаживать, помогая двигателю.

– Даже в исправном автомобиле из-за перегрева могут отказать тормоза, – продолжает водитель. – Частое торможение нагревает тормозные колодки, от них греются рабочие цилиндры, и при достижении определённой температуры закипает тормозная жидкость. Пузырьки пара в ней легко сжимаются, и давление такая жидкость уже не передаёт, то есть педаль «проваливается» до пола. В такой ситуации надо действовать быстро и чётко. Прежде всего, стоит включить «аварийку», а затем начать торможение двигателем и стояночным тормозом. «Ручник» не зависит от гидропривода, поэтому ему пузырьки пара в системе не страшны.

Но как подметил мой собеседник, даже знание особенностей тех или иных участков дороги не избавит от возможных неприятностей в закрытых поворотах, из-за которых в любой момент может выехать автомобиль.

Горы таят в себе и другие опасности, например, резкие перепады температуры. Поэтому чистое и сухое дорожное покрытие может внезапно превратиться в каток, а сама дорога спрячется в густой пелене тумана. По скользкой, обледенелой или заснеженной дороге необходимо двигаться на одной и той же скорости, так как при переключении передач автомобиль быстро теряет инерцию, в результате чего может заглохнуть двигатель и произойти скатывание автомобиля назад.

Не меньше неприятностей может принести и пониженное атмосферное давление, сказывающееся как на самочувствии водителя, так и на работе автомобиля. По мере подъёма автомобиля в гору увеличивается внутреннее давление в шинах, что сказывается на устойчивости автомобиля. Но не стоит спешить приводить его в норму. Корректировку давления следует провести лишь после достижения высоты, на которой автомобиль будет постоянно эксплуатироваться. При этом шины должны остыть. Кстати, автомобильная «обувка» в горах гораздо быстрей изнашивается, чем в обычных условиях. Поэтому не стоит их покорять на видавшей виды резине.

Но даже если ты всё учёл, расслабляться не стоит. Горы всегда могут подкинуть проблем даже самым опытным водителям. На перевалах нередко встречаются снежные заносы, в любую минуту может произойти обвал. Так что водитель должен быть всегда начеку!

За разговором я и не заметил, как мы добрались до пункта назначения.

– Ну, и как вам первая поездка по горам? – поинтересовался Ильяс, пожимая на прощание руку. – Не страшно было?

– Нет. Вполне, комфортно и безопасно.

– Это наша работа, – улыбнулся пограничник и, заведя отдохнувший уазик, вновь отправился на серпантин.

 

 

 

 
По теме
ЧЕЧНЯ. Перед судом предстанет местный житель, обвиняемый в применении насилия в отношении представителя власти Ачхой-Мартановским межрайонным следственным отделом завершено расследование уголовного дела в отношении 33
Заместителем прокурора республики Сергеем Семёновым утверждено обвинительное заключение и направлено для рассмотрения по существу в Ачхой-Мартановский районный суд уголовное дело в отношении местного жителя,
Следователями ОМВД России по Урус-Мартановскому району окончено производством и направлено в Урус-Мартановский городской суд уголовное дело, возбужденное в отношении жительницы г. Урус-Мартана, 1998 года рождения.
В городе Аргун планируется создание школы креативных индустрий - ИА Грозный-информ В Министерстве культуры ЧР состоялось совещание в режиме видеоконференции по вопросу реализации «дорожной карты» - создания в регионах России школ креативных индустрий в 2024 году в рамках федерального проекта «Придумано
ИА Грозный-информ
Кафедра "Технология строительного производства" ИСАиД ГГНТУ провела научный семинар на тему:  "Материалы и технологии для ремонта, восстановления и реставрации объектов культурного наследия"  в рамках Года истории,
ГГНТУ