В последнее время среди российских подростков в социальных сетях стали популярны игры «Синий кит», «Тихий дом» и другие суицидальные «развлечения» с разными названиями. Смертельный игровой процесс «Синего кита» длится 50 дней, в течение которых участник должен выполнить 50 заданий наставника, одно из которых, например, вырезать на руке острым предметом синего кита и отослать фото в качестве подтверждения. Финальным заданием является совершение самоубийства.
О том, как уберечь ребенка от подобных групп смерти, рассказывает заведующая кафедрой специальной психологии и дошкольной дефектологии ЧГПУ Марина Газиева.
– В так называемой группе риска, как правило, оказываются дети из неблагополучных семей. Естественно, в данном случае имеется в виду не материальное, а моральное благополучие. Как известно, родителями практикуются различные стили воспитания: у кого-то жесткое, суровое воспитание либо, наоборот, гиперопека. Некоторые применяют демократический стиль воспитания. Если ребенок растет в жестких условиях, то он попадает в группу риска. Это связано с тем, что люди обладают сильной (устойчивой) либо слабой нервной системой, а в зависимости от темперамента психологи разделяют людей на четыре типа: флегматики, холерики, сангвиники и меланхолики. Люди с меланхолическим типом темперамента, как правило, очень слабы. В детстве они обычно подвержены влиянию окружающих, при этом часть из них злопамятна.
В психике нет такого понятия, как норма и патология, то есть норма может плавно перейти в патологию, например, если изо дня в день одного ребенка стравливать с другим, говоря при этом, что последний гораздо лучшего него, – говорит Марина Газиева.
Участие в смертоносных играх, суициды являются своеобразным протестом подростков в отношении тех, кто подавляет формирование их личности. Подростковый возраст очень сложен и опасен.
– Сложность подросткового возраста заключается в том, что ребенок занимает промежуточное положение между детством и взрослой жизнью, и у него происходит активное формирование «Я-концепции». То есть когда происходит подавление «Я» в ребенке, он не знает, как выразить свой протест, и таким образом эта категория детей оказывается в группе риска.
В группу риска могут попасть и дети из благополучных семей. В первую очередь, это подростки с низкой самооценкой, таким образом, здесь также можно говорить о неправильном воспитании. Немало детей, которых родители во всем опекают и следят за каждым их шагом, не давая им повзрослеть. Кроме того, нередко такое воспитание сопровождается частым чтением морали. Естественно, ребенок от этого быстро устает, и, встретив более сильных сверстников, становится подвержен их влиянию, – отмечает Марина Газиева.
Причин неправильного воспитания подростков множество. Родители заняты работой, бытовыми проблемами и прочим, а времени на своих детей им не хватает.
– Тип темперамента – врожденное качество, но если говорить о психологии – более сильные типы подавляют более слабые. А подростковый возраст – это пора, когда дети прислушиваются больше к словам своих сверстников, мнение которых становится более авторитетным, чем родительское. Чтобы произвести впечатление на товарищей, они часто готовы идти на разные отчаянные шаги. Поэтому родителям всегда нужно тщательно следить за ребенком и не допускать, чтобы он попал под влияние более сильных ровесников.
Общеобразовательные заведения сегодня направлены в основном на учебную мотивацию, что, впрочем, является их изначальной задачей. К сожалению, на исполнение воспитательных функций у учителя зачастую попросту нет времени, поскольку учебный процесс теперь сопровождается большим объемом бумажной работы.
Ответственность за воспитание детей, в первую очередь, лежит на родителях, а учитель оказывает помощь в дополнение к родительскому воспитанию, ведь только в тесном контакте семьи и школы можно добиться успеха в этом нелегком деле. К сожалению, нередко даже просто пригласить родителей в школу бывает очень трудно. Учителям приходится подолгу ожидать их визита, отправлять многочисленные послания или звонить. Нередко бывает так, что родители устраняются от воспитания своих детей, не интересуются их школьной жизнью, не посещают родительские собрания. Они считают, что их родительские функции заключаются в трех словах – «одеть, обуть, накормить», а воспитывать должна школа.
При этом нельзя забывать и то, что дети копируют воспитательную модель своих родителей, потому что они являются для них примером во всем, – подчеркивает психолог.
Выявить участие ребенка в интернет-игре иногда довольно затруднительно. Психологи советуют родителям более внимательно относиться к своим детям. Чувство одиночества из-за отсутствия родительского внимания и любви заставляет их бродить по сети в поисках различных групп единомышленников.
– Вообще дети постоянно играют, игра воспринимается ими как часть их жизни, а потому происходящие изменения в ребенке бывает трудно заметить родителям, в особенности тем, которые постоянно заняты собственными делами. Родитель должен быть знаком с друзьями ребенка, быть в курсе его успехов и неудач в школе, его интересов и увлечений. И понимать, что упущенное им время для воспитания собственного ребенка он никогда не наверстает впоследствии.
Само понятие суицид подразумевает не запланированное действие, а внезапное в аффектном состоянии. В связи с этим очень сложно говорить о суициде как о приготовлении. Таким образом, все может произойти кратковременно – психологический срыв и затем суицид. Предпосылок срыву немало. Как правило, это конфликт с родителями, друзьями, неуспеваемость в школе.
Чеченские обычаи и традиции оберегают детей от суицидальных проявлений, кроме того, религией обозначен четкий запрет на суициды. Это большой грех в исламе и недопустим для мусульман, – заключает Марина Газиева.
Адам ИСЛАМОВ
"С+", №6 от 17.02.2017г.