7 сентября в отделе литературы по искусству Национальной библиотеки Чеченской Республики им. А.А. Айдамирова, в рамках празднования 190-летия со дня рождения великого русского писателя Л.Н. Толстого, прошел час искусства «Лев Толстой в живописи».
Сотрудники библиотеки познакомили читателей с творчеством великого писателя, который неоднократно бывал на Кавказе, и в частности в крепости Грозная.
- Среди классиков мировой литературы имя Льва Толстого занимает одно из ведущих мест, мы горды тем, что свою писательскую деятельность он начинал на Кавказе. Многие портретисты: И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Н.Н. Ге, М.В. Нестеров, Л.О. Пастернак писали портреты писателя в разные годы его жизни.
- Портреты Льва Николаевича Толстого, выполненные мастерами живописи, помогают нам понять внутренний мир личности писателя. Иван Николаевич Крамской стал первым среди своих собратьев, создавшим живописный образ писателя, и выполнен он был в эпоху написания Толстым романа «Анна Каренина». В 1882 году И.Н. Крамской повторил, свой знаменитый протрет Л.Н Толстого для каталога Всероссийской выставки, – подчеркнула ведущая Малика Умарова.
- Самая большая серия портретов Л.Н. Толстого принадлежит кисти И.Е. Репина. Их знакомство состоялось в октябре 1880 года, когда мастерскую художника посетил приехавший на несколько дней в Москву Л.Толстой.
В ходе мероприятия М. Умарова рассказала об интересной трактовке произведений Л.Толстого советскими художниками Д.А.Шмариновым, К.И.Рудаковым, Н.И.Пискаревым, О.Г. Верейским. Познакомила с картинами художников, и другими материалами, связанные с содержанием литературных образов Л.Н. Толстого.
- Иллюстрации к произведениям писателя – яркие, значительные, социально-насыщенные, приобретающие обобщенный характер, раскрывающие содержание романов и мироощущение самих художников, являются сегодня прекрасным дополнением к биографии Л.Н. Толстого, - отметила М.Умарова.
Отдельно остановилась М. Умарова на иллюстрациях повести Толстого «Хаджи-Мурат», выполненных известным художником Лансере.
- Как отмечал А.Н. Бенуа, «рисунки Лансере сохраняют рядом с толстовской колоссальностью и свою значительность, свою прелесть... Они не только дают тонкую и точную «справку по сценарию» и рисуют типы действующих лиц, но, кроме того, складываются в самостоятельную песнь», - сказала ведущая.
Оформление и иллюстрирование повести «Хаджи-Мурат» занимает центральное место в деятельности художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875–1946). Он специально ездил на Кавказ, рисовал пейзажи, типы горцев, жилища, утварь, оружие.
Мероприятие сопровождалось электронной презентаций и обзором книжной выставки.