7 ноября в Национальном музее ЧР состоялась региональная научно-практическая конференция «Интеграция исторической науки и школьного образования: опыт, проблемы, перспективы».
Основной целью конференции стало обсуждение широкого круга вопросов по актуальным проблемам совершенствования системы исторического образования в общеобразовательных школах ЧР. Конференция была организована Институтом развития образования ЧР совместно с Министерством образования и науки ЧР.
Открывая конференцию, директор Института развития образования ЧР Хамзат Умхаев зачитал приветствие министра образования и науки ЧР Исмаила Байханова:
«Образовательная система – это живой организм, который рос и развивался вместе со страной, как в зеркале отражая все ее успехи и поражения, оказывая сильное воздействие на социально-экономическое и культурное развитие страны.
Современный этап развития образования в России тоже во многом неоднозначен. Но в обществе постепенно формируется понимание того, что преодоление кризисных явлений, успех реформ в России, ее возрождение во многом зависят от образовательной политики государства. Интеграция исторической науки и школьного образования – это продуманно выстроенный процесс обучения и воспитания, который способствует переосмыслению общей структуры организации обучения, подготовки учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формирования у школьников понятий и представлений о взаимодействии всех процессов в мире как единого целого.
Углубление этого процесса должно способствовать развитию и совершенствованию системы образования, активно осваивающей все новое, прогрессивное, но не отрывающейся от своих национальных корней, достижений и успехов, проверенных временем», – говорилось в приветствии министра.
Участники конференции отмечали, что в течение двух последних десятилетий именно история среди всех школьных дисциплин претерпела самые радикальные изменения. Предмет, обслуживающий идеологические потребности коммунистического государства и потому считавшийся одним из самых важных, вдруг утратил ясность своего предназначения, а вместе с тем и четкое представление о целях и задачах обучения. На смену «единственно верному» толкованию событий с точки зрения «неотвратимой» смены общественно-экономических формаций пришли различные идеологические подходы: от православно-монархических до либерально-западнических, и столь же многообразные концептуальные схемы. Сложившаяся ситуация ставит перед преподавателями-историками немало серьезных вопросов, в первую очередь – о цели, структуре и методике исторического образования.
В силу этих проблем сегодня большинство выпускников школ республики слабо владеют историей Отечества, чуть хуже всеобщей историей, а историю Чеченской Республики не знают и вовсе.
Президент Академии наук ЧР Шахрудин Гапуров выделил основные проблемы преподавания истории Чечни в общеобразовательных школах республики.
– В современной школьной программе уделяется очень мало времени преподаванию региональной истории. В советское время, начиная с четвертого класса, в каждом учебнике истории ей были посвящены отдельные главы. В частности, Кавказской войне и последующим событиям отводился целый параграф, в нынешнем же учебнике эта тема занимает лишь 5-6 строк.
К сожалению, подлинная история российско-чеченских отношений остается неизвестной не только для школьников, но и для взрослых. До сих пор у многих крепко сидит в голове сказанная в 1997 году в Москве во время переговоров Бориса Ельцина и Зелимхана Яндарбиева фраза, в которой президент РФ заявил, что подписание мирного договора завершает четырехсотлетнюю войну между чеченцами и Россией. После этого мне очень часто приходилось слышать повторение этих слов. Но это абсолютная неправда с точки зрения исторической справедливости, более того, это исключительно вредно с точки зрения воспитания российских граждан.
В воспитательном плане история является самой важной дисциплиной. Ведь предмет истории способен быть силой созидательной, если ее преподносить в нужном, позитивном духе. Изучение истории Чеченской Республики также является важным и необходимым звеном в учебном процессе, – подчеркнул Шахрудин Гапуров.
Подлинный патриотизм немыслим без знания истории разных народов, их культуры, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения различных культур, их тесной связи друг с другом. На конференции было отмечено, что проблемы развития исторической науки и преподавания истории в школе, а также вопросы возрождения краеведения и воспитания социально адаптированной и активной личности будут находиться на постоянном контроле со стороны Министерства образования и науки ЧР.
Тамерлан ИСАЕВ