Нет сферы более важной, чем образование. Именно оно в конечном счете определяет качество и уровень развития всех отраслей экономики и других сфер общественной жизни. Все это настолько очевидно и общепризнанно, что распространяться на эту тему и занимать газетную площадь даже как-то неловко.
При этом на систему образования постоянно обрушивается шквал критики и недовольства общества. Однако за последние годы российское образование не просто сдвинулось с мертвой, как многие утверждали, точки, а добилось значительных успехов во всех направлениях и на всех уровнях.
И начать можно с дошкольного образования, которое долгие годы оставалось ахиллесовой пятой для государства и колоссальной проблемой для сотен тысяч семей по всей стране. Еще совсем недавно очереди в детские сады были совершенно обычным делом, из-за которого родители занимали места в дошкольных учреждениях чуть ли не с момента рождения своего ребенка. Иногда битва за место в садике доходила до больших скандалов и не менее больших взяток.
Только за последние 5 лет в России создали более 800 тысяч мест в детских садах, благодаря чему охват детей дошкольными учреждениями увеличился с 65% (т.е. каждый третий ребенок был лишен возможности посещать детский сад) до почти 100% в 2017 году. Государству удалось практически полностью решить проблему дефицита мест. Теперь же власти поставили перед собой еще более амбициозную цель – обеспечить всех детей в возрасте от 3 месяцев до 2 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях.
Долгие годы подвергалась нещадной критике главная реформа школьного образования в России – система единых государственных экзаменов, которые называли «угадайкой», обвиняли в снижении грамотности населения и других смертных грехах. Но ЕГЭ-2018 года и ЕГЭ-2008 или даже 2012 года сильно отличаются друг от друга. В большинстве предметов тестовых заданий не осталось вообще. Вопросы стали более творческими, позволяющими выявить широкий набор знаний, навыков и умений выпускников. ЕГЭ стал сложнее, современнее и содержательнее. Причем результаты школьников продолжают уверенно расти. Например, в минувшем году был поставлен рекорд по количеству школьников, получивших на ЕГЭ максимальные 300 баллов (т.е. максимальные 100 баллов сразу по трем предметам), а число тех, кто не преодолел минимальный порог по ЕГЭ, напротив, снизилось вдвое.
Прогресс российской школы подтверждает и рост результатов при проведении международных сравнительных исследований, а также многочисленные победы наших ребят на международных научных олимпиадах.
Не менее важным стало и решение еще одной серьезной проблемы. Зарплаты учителей, низкий уровень которых отпугивал талантливую молодежь от этой профессии, наконец-то выросли пусть и не до тех размеров, которые учителя должны получать с учетом значимости и сложности их работы, но тем не менее достигли среднего по экономике региона уровня в соответствии с «майскими указами» Президента РФ В.Путина.
Особая роль уделяется дополнительному образованию. В стране появилась сеть кванториумов, в которых дети познают современные технологии на практике, занимаются робототехникой, программированием и другими перспективными направлениями. По инициативе президента России Владимира Путина был создан и уже успешно работает Всероссийский образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Его цель – содействовать развитию талантов и способностей детей. В первую очередь в тех областях, в которых Россия занимает лидирующие позиции в мире – в точных науках (физике, химии, математике, биологии), спорте (фигурном катании, хоккее, шахматах) и искусстве (живописи, классическом балете, академической музыке).
Развивается сеть домов и станций детского творчества, благодаря чему растет интерес к искусству среди детей. Количество детей, обучающихся в школах искусств, увеличилось более чем на 230 тыс. человек за десять лет и в 2015 году превысило 1,5 млн.
За 17 лет XXI столетия существенно выросли расходы государства на науку, финансирование которой увеличилось почти в 20 раз по сравнению с 2000 годом. Это обеспечило решение и такой стратегической задачи, как привлечение молодежи в науку. Доля молодых ученых сейчас составляет 43% от общего числа исследователей.
Наверное, главным достижением в сфере высшего образования стало то, что государство смогло окончательно развеять миф о том, что высшая школа станет платной. Несмотря на все подобные разговоры, в 2017 году число бюджетных мест в вузах было рекордным – большинство (более 50%) студентов учится за счет государства. Университеты максимально доступны для желающих получить профессиональное образование. А закрытие десятков сомнительных вузов в Москве и регионах, укрепление материально-технической базы университетов, повышение зарплат профессорско-преподавательского состава позволили повысить качество высшего образования и сделать его более престижным.
Тамерлан ИСАЕВ