Каллиграфия – искусство шрифта

Каллиграфия – искусство шрифта
Фото: www.stolicaplus.ru

Каллиграфия – искусство, имеющее давние богатейшие традиции. Законы этого искусства формировались на протяжении многих веков. Секреты мастерства передавались от учителя к ученику, и этот процесс имеет свое продолжение и в наши дни. 

 

Каллиграфия как искусство формировалась в тот период, когда рукописная книга была для человека самым надежным способом хранения и передачи больших объемов информации. Дух эпохи ощущается в штрихах, оставленных ширококонечным пером, сделанным из обыкновенной тростинки. Страницы из специально выделанной кожи донесли до нас текст таким, каким он был задуман древними авторами. Эта техника писания текстов ширококонечным пером почти не менялась на протяжении веков. 

В давние времена, когда грамотность не была всеобщей, искусство каллиграфии ценилось очень высоко. Известно, что в Древнем Китае главный каллиграф был особой, приближенной к императору. Древнекитайская каллиграфия органично сочеталась с живописью, так как в то время кисть в Китае была основным инструментом письма. Форма знаков во многом определялась как самим инструментом, которым писали, так и материалом, на который наносили знаки.

 Сегодня новые информационные технологии интенсивно изменяют нашу жизнь, но «каллиграфия, искусство письма от руки, в котором изящество и красота выражаются точностью формы знаков, разнообразием деталей и гармонией пропорций», не теряет своей ценности. В рекламе, в оформлении книг и журналов естественная экспрессия, свойственная рукописному и каллиграфическому письму, хорошо дополняет размеренность и строгость привычных типографских шрифтов.  

Основы европейского гуманистического письма, заложенные еще в Древнем Риме, широко развивались в эпоху Возрождения. Привычная для нас форма знаков латинского алфавита утвердилась именно в этот период, еще до появления печатного станка. Можно сказать, что появление типографии открыло новый этап в жизни общества. В хорошем книжном шрифте чувствуется его рукописная первооснова. Словолитные операции (прорисовка, гравировка, штамповка или формовка, отливка) явно ухудшают ритмику рукописного шрифта, однако рукописный первообраз литеры неизгладим», – писал известный швейцарский типограф и педагог Эмиль Рудер в середине двадцатого века. 

Известно, что шрифт по своей природе консервативен, его основная функция заключается в фиксации, хранении и передаче информации из века в век. Поэтому до сих пор мы пользуемся шрифтами, искусно созданными Альдом Мануцием, Клодом Гарамоном, Джамбаттистой Бодони и другими искусными мастерами.

Проблема изучения истории шрифта как искусства и обучения искусству шрифта будущих специалистов в области графического и коммуникативного дизайна не теряет своей актуальности и в эпоху интернета. Приобщение к традициям графической культуры всегда полезно будущему специалисту, а знание приемов каллиграфии помогает в самостоятельной проектной работе и в создании новых шрифтов.

Анна БУЛАХ

 

Музейный урок «Крым и Россия – навсегда!» - Музей Чеченской Республики 18 марта директор Литературно-этнографического музея Л.Н.Толстого С.Загибов провел на базе МБОУ «Старогладовская СОШ» музейный урок на тему: «Крым и Россия – навсегда!»,
Музей Чеченской Республики
В честь победы Верховного Главнокомандующего Владимира Владимировича Путина на выборах Президента Российской Федерации в столице запущен грандиозный фейерверк, который можно было увидеть с трех точек города.
Администрация г. Грозный