Любимец и гордость чеченского народа

Любимец и гордость чеченского народа
Любимец и гордость чеченского народа
Фото: vesti95.ru

(К 75-летию талантливого чеченского актера, заслуженного артиста РФ Дагуна Омаева)

Солдат возвращается домой. Он освободил всю Европу от «коричневой» чумы. На груди победителя блестят ордена и медали – яркие свидетельства его боевой отваги. Дорога длинная. Она ведет в горы, к родному очагу. И наверное поэтому солдат шагает уверенно, предвкушая радость долгожданной встречи с родными и близкими. Он полной грудью вдыхает чистый горный воздух, радуется по-весеннему буйному пробуждению природы. Однако встречает его безмолвное высокогорье и осиротевший аул. Родных нет и спросить не у кого. Со всех сторон на него печально смотрят пустые глазницы окон. Он в недоумении. Его взгляд скользит по люльке, выброшенной на улицу, по собаке, умершей от голода, прямо на цепной привязи. И скупая мужская слеза на лице победителя… Солдат великой державы защитил полмира от фашизма, но держава не сумела защитить его маленький народ от горьких бед и напастей. Всю гамму этих противоречивых чувств талантливый актер Дагун Омаев передает в одно мговение, молча, в самом начале фильма «Когда отзовется эхо» режиссеров Искандера Хамраева и Илеса Татаева.

Умар Бадалов – далеко не первая роль блистательного актера Дагуна Омаева. К середине восьмидесятых годов прошлого столетия Дагун Омаев уже был широко известный актер театра и кино далеко за пределами Северного Кавказа. К этому времени Дагун Омаев успел сняться во многих фильмах киностудии Северной Осетии. Снимался в фильмах таких известных киностудий, как «Мосфильм», «Ленфильм» и «Узбекфильм». А театральных ролей на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова просто не сосчитать.

Впервые на сцену Дагун Омаев вышел в 1963 году, после окончания театрального училища. Это был спектакль режиссера Гаруна Батукаева «Тропою грома» по роману американского писателя Питера Абрахамса. Инсценировал роман К.Мюфке. Начинающему актеру Омаеву доверили роль Мако. Роль вроде и незначительная. Однако Дагун Омаев сумел в ней показать молодого героя и заявить о себе как об актере неординарных возможностей.

Умение в любой эпизодической роли показать сочный характер Дагун Омаев продемострировал и в спектакле «Молла Насреддин» режиссера Павла Харлипа. Легенды о Молле Насреддине живут в народе более семисот лет, передаваясь из уст в уста. А драматурги А.Соловьев и В. Виткович написали очень остроумную пьесу в комедийно-лирическом плане, опираясь на многочисленные легенды об этом незаурядном герое. На чеченский язык комедию перевел известный чеченский писатель, драматург Билал Саидов. Дагун Омаев играл в этом спектакле кузнеца Юсупа – яркого представителя народных масс. Играл темпераментно, старательно очерчивая контуры целеустремленного характера.

Одну из своих лучших ролей, роль Ханпаши Нурадилова Дагун Омаев сыграл, уже пройдя суровую солдатскую школу. Рядовой Омаев прошел службу в рядах Советской Армии, не понаслышке учился беречь и любить Родину. И в работе над созданием образа легендарного героя Дагуну Омаеву очень пригодились навыки походной жизни. Его Ханпаша Нурадилов был родным и близким для каждого чеченца, сидящего в зрительном зале. В нем была самоотверженность и отвага, присущая настоящему къонаху. Скромность и лучезарное обаяние. Ханпаша Нурадилов Дагуна Омаева был верным солдатом Отчизны, над которой нависла смертельная угроза. А чеченцы приучены защищать Родину, как родную мать. Иначе и быть не может! Таким и был Ханпаша Нурадилов Дагуна Омаева. Он геройски погибает, уничтожив около тысячи фашистов. Но имя его и поныне помнят на родной земле. Очень часто его связывают с именем Дагуна Омаева, и тому виной сила художественного воздействия талантливой игры неординарного актера.

Классика русской драматургии не была редкостью на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра. На заре своей молодости Дагун Омаев играл в спектакле «Без вины виноватые» по одноименной пьесе А. Островского. Он играл роль Григория Незнамова. А если быть до конца откровенным, к темпераментной игре Дагуна Омаева не совсем подходит слово «игра». Актер проживал каждую роль на сцене, мощью своего таланта втягивая зрителя в сложные коллизии драмы. Так было и с образом Незнамова. Незнамов – актер провинциального театра. Он рос без родителей. Судьба не балует его. Напротив злые языки обзывают его частенько «подкидышем» Но давече по театру прокатился слух, что к ним едет столичная знаменитость-актриса Елена Кручинина. И якобы не такая она безгрешная, как себя пытается преподнести, а в пору бурной молодости даже незаконнорожденного ребенка бросила на произвол судьбы… Незнамова «заводит» злобное пыхтение коллег. Нешуточные страсти умышленно подогреваются алкогольным зельем. И молодой актер провинциального театра Григорий Незнамов выплескивает в эмоцианальном порыве жгучую боль долгих обид на Елену Кручинину. Этот кульминационный момент спектакля «Без вины виноватые» весь зрительный зал смотрел, затаив дыхание. Дагун Омаев играл на оголенном нерве. Словно старался отомстить за всех униженных и оскорбленных, незаслуженно обделенных любовью родителей.

К великому сожалению, бытует мнение, что в театральных постановках чеченцы любят и ценят только комедию. Однако спектакль «Бешто» напрочь смел эти незатейливые домыслы. Конечно же, не без помощи незаурядного таланта Дагуна Омаева. Он играл в этом спектакле главную роль. Режиссер Мималт Солцаев инсценировал повесть основоположника чеченской литературы Саида Бадуева «Бешто» и поставил одноименный спектакль, который вошел в золотой фонд чеченского театрального искусства. Постановка звучала гимном верности любви, призывала к чистоте замыслов и преданности сокровенным чувствам. В спектакле Бешто любит сельскую красавицу Бусану. Она отвечает ему взаимностью. Но… Ох, уж это «но», исковеркавшее не одну человеческую судьбу! Бусана – из богатой обеспеченной семьи. И ее отец Хизир против брака дочери с нищим голодранцем. А тут к дочери посватался и местный богатей. Не велика беда, что у него уже есть жена и целая куча детей, да и сам он то ли кривой, то ли хромой. Зато отары овец у него не счесть. Есть в пьесе и другие потайные швы драматических коллизий. Вечная борьба между долгом и чувством. Мать Бешто тяжело больна и желает видеть единственного сына женатым перед своей смертью. А воля матери для настоящего чеченца священна. И поэтому Бешто даже поехал в соседнее село, чтобы засватать тамощнюю красавицу. Однако неожиданно приходит весточка от Бусаны; ее насильно выдают замуж за нелюбимого, а она наконец-то собралась духом и готова выйти за Бешто, вопреки всем стараниям алчного отца Хизира. Времени для раздумий нет. И Бешто мчится к любимой. Казалось бы, все должно сложиться благополучно. Но судьба жестока к нашему герою. Бусана погибает от руки родного брата. Узнав о горе единственного сына, не выдержало сердце матери Бешто – Ракаат. Она умирает. Бешто остается один, лицом к лицу со всеми своими несчастиями, свалившимися на него в одночасье. И он уходит от мрачной толпы мракобесов. Уходит на кладбище, где лежат самые близкие ему люди – мама и его любимая Бусана и проводит там большую часть времени. Людская молва утверждает, что он сошел с ума после всего пережитого. Хотя монологи героя понятны и доступны каждому зрителю. Это был своеобразный протест обществу, над которым властвуют ханжество и жажда наживы. Спектакль звучал гимном настоящей любви, чистоте помыслов и преданности. После самозабвенной игры Дагуна Омаева в этом спектакле в тогдашней Чечено-Ингушетии новорожденных мальчиков многие родители стали называть именем главного героя Бешто. Несомненно это влияние блестящей игры талантливого актера, ее мы наблюдали и в спектакле «Кровавая свадьба», поставленном режиссером Русланом Хакишевым по одноименной пьесе испанского поэта и драматурга Гарсия Лорки. В «Кровавой свадьбе» Дагуну Омаеву доверили одну из главных ролей – Леонардо. Хотя можно с уверенностью утверждать, что своим божественным дарованием Дагун Омаев любую роль, даже самую эпизодическую, делал «главной», не жалея сил и энергии для перевоплощения. Так было и в спектакле «Кровавая свадьба». Когда-то Леонардо неистово любил девушку. Но не сложилось, почему-то, – пути их разошлись. Леонардо давно женат на другой, у них растет сын. Но молодая жена Леонардо знает, что ее муж долгими ночами в постели ворочается и тяжело вздыхает вовсе не из-за супруги… Наконец-то приходит долгожданная весточка; она выходит замуж. Глаза Леонардо вспыхивают на мгновение, голос его задрожал, все его движения стали нервно-судорожными. И вся эта палитра красок за какие-то считанные секунды. Леонардо быстро взял себя в руки, но зритель уже понимает, что тихой свадьбы у Невесты не будет. Да и законы жанра требуют развития действия. Леонардо похищает Невесту со свадьбы. Оскорбленный жених бросается вдогонку спасать свою честь. И погибает от руки похитителя. Погибает и сам Леонардо. Невзирая на весь трагизм произошедшего, поступок Леонардо нельзя назвать опрометчивым. Похищая Невесту, Леонардо меньше всего думал о последствиях. И зритель понимает, что каждый его шаг был продиктован во имя большой любви, не терпящей малодушия и притворства. Верность настоящему чувству – вот что им двигало. Таким и запомнился Леонардо зрительской аудитории. Таким и любят Дагуна Омаева поклонники его несравненного таланта. Наверное поэтому и путают очень часто любители театрального искусства Чеченской Ресублики имя легендарного актера Дагуна Омаева с многочисленными именами его героев. Помните спектакль «Асланбек Шерипов», где Дагун Омаев играет главную роль?! Это была инсценировка пламенных речей и политических статей национального героя Асланбека Шерипова, умело подготовленная прославленным режиссером Мималтом Солцаевым и им же поставленная на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. Начало тревожного ХХ века. Кавказ бурлит нешуточными страстями. Сын офицера царской армии, образованный и харизматичный Асланбек Шерипов мечется из одного политического лагеря в другой. Но не в поисках личной выгоды. У него рвется душа от боли за свой многострадальный народ. Однако, в каком бы лагере ни оказывался Асланбек – «красном» или «белом», зритель понимает, что Асланбек Шерипов – с чеченским народом и будет стоять до конца за свои светлые идеалы. А тут еще неожиданно нагрянула любовь к местной красавице Медине, единственной дочери нефтепромышленника. Медина очень далека от революционного всплеска доморощенной голытьбы. Ее одолевает одно единственное желание – уехать в Париж, от грядущих потрясений. Но будет ли там счастлив Асланбек!? Сможет ли он обрести покой вдали от народа, плотью от плоти которого является!? Образ, созданный Дагуном Омаевым, доказывал обратное. Глубокие переживания и высокая печаль в игре блистательного актера Дагуна Омаева всегда свидетельствуют о его неразрывной связи с болью и страданиями чеченского народа.

Я проявила бы непростительную самонадеянность, если бы в этом беглом разговоре попыталась охватить весь богатый героями и спектаклями творческий путь всеобщего любимца актера Дагуна Омаева. Я коснулась лишь узловых моментов становления всемирно известного актера. За его плечами более ста ролей, сыгранных на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. А ведь были еще и незабываемые роли в кино, и их не меньше пятидесяти. Но при этом необходимо отметить, что и самая первая из них, в фильме «Костры на башнях», была отмечена дипломом на саратовском фестивале телевизионных фильмов.

Поклонники актерского дарования Дагуна Омаева до сих пор помнят и любят его Хаджи-Мурата Дзарахохова, из фильма «Жизнь, ставшая легендой». Фильм снимали в Осетии Ю.Челюкин и Г. Шатров, и вроде рассказ в этом трехсерийном фильме шел о национальном осетинском герое, однако для нас все, что играл Дагун Омаев, было родным и близким. А сколько их было еще!? «В черных песках», «Кольцо старого шейха». «По следам Карабаира» и так далее. А ведь было еще приглашение от самого Василия Шукшина сняться в роли персидского хана в широкоформатном художественном фильме «Стенька Разин». Были проведены уже кинопробы, и Дагун Омаев, выдержав все испытания, был утвержден на роль персидского хана, но внезапная смерть Шукшина смешала творческие планы нашего великого актера.

Хотя еще больше изменений в творческую, да и в личную жизнь актера театра и кино Дагуна Омаева внесла внезапно нагрянувшая война на рубеже ХХ и ХХ1 веков. С крахом Советского Союза рухнули все убеждения о несокрушимом единстве, исторической общности советского народа, ради которого жил и трудился долгие годы заслуженный артист РСФСР Дагун Омаев. Неиссякаемый желчный артобстрел многих мировых и российских СМИ в эти сумрачные годы был направлен на чеченцев. Мало кто вспоминал о вине федерального центра, умышленно ослабившем контроль над подвластной ему территорией, да еще и оставившем безнадзорное оружие на радость и утеху взбудораженному люмпену. Тогда все были в смятении. Но с надеждой продолжали смотреть на Кремль в ожидании законного правопорядка. Ведь, если верить мировой истории, ни одна уважающая себя власть не допускала военные действия на вверенной ей территории. Но, увлеченный закулисными интригами, федеральный центр относился к чеченцам, как к пасынку. Это теперь понятно, что кому-то тогда очень нужна была война. И она грянула со всей своей жестокостью. Массированными авиаударами стирая с лица земли все движимое и недвижимое, а заодно и веру людей в справедливость. Ее можно называть как угодно: «Наведением конституционного порядка», «Антитеррористической операцией», однако легче от этого людям, перенесшим военное лихолетье, не становится. Еще обиднее, что мы до сих пор так и не научились говорить правду, называя вещи своими именами. Великого чеченского актера-гуманиста, интернационалиста до мозга костей Дагуна Омаева потрясло это варварство. Но он не сломался, не озлобился. Выстоял, как и многие чеченцы. Все эти долгие годы войны Дагун Омаев оставался в Чеченской Республике вместе со своим народом, до конца делил с ним все его горести и напасти. Потерял все – дом, имущество родных и близких, театр, реквизит. Но никогда великий чеченский актер Дагун Омаев свои беды не выпячивал на фоне общенациональной трагедии. Даже после инфаркта продолжал оставаться в строю, работал над старыми ролями, готовил новые. И слава Всевышнему, театр отстроили, реквизит и костюмы приобрели новые. Кумир сотен тысячи людей Дагун Омаев радует зрителей своим виртуозным мастерством. И свое семидесятипятилетие встречает Дагун Омаев в хорошем творческом настроении и твердой уверенности, что театр призван сделать мир лучше, людей – добрее. Невзирая на прошедшие годы, он по-прежнему остается любимцем и гордостью всего чеченского народа.

 

Аза Газиева,

заслуженный деятель

искусств Чеченской Республики

№ 35­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ (2928)

Ещё новости о событии:

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров поздравил народного любимца, известного чеченского актера, Заслуженного артиста Российской Федерации Дагуна Омаева с днем рождения.
10:22 06.05.2017 ИА Чечня Сегодня - Грозный
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров поздравил с юбилеем народного любимца, известного чеченского актера, Народного артиста Российской Федерации Дагуна Омаева.
09:22 06.05.2017 ИА Грозный-информ - Грозный
Любимец и гордость чеченского народа - Вести республики
(К 75-летию талантливого чеченского актера, заслуженного артиста РФ Дагуна Омаева) Солдат возвращается домой.
07:42 06.05.2017 Вести республики - Грозный
Кавалер ордена Кадырова,Заслуженный артист РСФСР, актер театра и кино Дагун Ибрагимович Омаев сегодня отмечает свой 75-ый День рождения.
17:11 05.05.2017 ИА Чечня Сегодня - Грозный
5 мая исполняется 75 лет со дня рождения актера театра и кино, заслуженного артиста РСФСР, народного артиста ЧИАССР Омаева Дагуна Ибрагимовича.
15:32 05.05.2017 ИА Грозный-информ - Грозный
 
По теме
Центр защиты леса Чеченской Республики инициировал начало работы по дополнительному озеленению территории вокруг Мемориала героям, павшим в боях Великой Отечественной войны.
ЧЕЧНЯ.  Заместитель начальника управления - начальник Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чеченской Республике полковник полиции Усман Дакаев стал гостем телепередачи «Актуальная тема» на ГТ
ЧЕЧНЯ. Казалось бы, какая может быть связь между именами одного из самых притягательных личностей в истории становления ислама на Кавказе достопочтенного шейха Бамат-Гирея-хаджи,
Террористы из "Крокус Сити Холла" могли быть под действием психотропных веществ - ИА Грозный-информ Правоохранители не исключают, что совершившие теракт в "Крокус сити холле" находились под действием психотропных веществ, проводятся необходимые экспертизы, сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах.
ИА Грозный-информ
Алимхан Ихаев назначен главным внештатным специалистом по скорой медицинской помощи СКФО - ИА Грозный-информ Министр здравоохранения Чеченской Республики Адам Алханов провел рабочую встречу с главным врачом Республиканской станции скорой медицинской помощи Алимханом Ихаевым.
ИА Грозный-информ
В городе Аргун планируется создание школы креативных индустрий - ИА Грозный-информ В Министерстве культуры ЧР состоялось совещание в режиме видеоконференции по вопросу реализации «дорожной карты» - создания в регионах России школ креативных индустрий в 2024 году в рамках федерального проекта «Придумано
ИА Грозный-информ