Чеченский государственный театр юного зрителя имеет интересную историю своего создания. В 1935 году в г.Грозном группа театральных деятелей организовала кружок любителей театра. На его базе в 1937 году был создан Чечено-Ингушский театр кукол. Первой постановкой театра стал спектакль «Волшебная голова». В составе труппы были такие мастера театрального искусства, как Павел Бедняков, Евгения Тааль, Екатерина Холод, Мария Яковлева и др.
В течение первого года существования театра в репертуаре появились спектакли «По щучьему велению», «Конек-горбунок», «Аладдин и Волшебная лампа», «Сказка о попе и его работника Балде», «Голливуд в стране лилипутов».
В 1939 году при театре была организована труппа чеченских актеров, которая обслуживала сельские районы. Первыми спектаклями в репертуаре были «Крот-урод», «Мудрый Мишка», «Переполох в лесу». Постановщиком этих спектаклей был режиссер Гарун Батукаев.
Театр продолжал работать и в годы Великой Отечественной войны. Немало актеров театра ушли на фронт добровольцами, многие из них не вернулись. После окончания войны деятельность театра была возобновлена. В репертуаре театра появились новые спектакли.
В 1957 году, после реабилитации чеченцев и ингушей, театр снова заговорил по-чеченски, а в 1969 году – и по-ингушски. В театре работала труппа из русских, чеченских и ингушских актеров.
В 1980-х годах ТЮЗ был награжден дипломом второй степени на фестивале театров Юга России, памятной медалью за участие во II фестивале искусств Венгрии.
Во время двух войн в Чечне материальная база театра была разрушена, артисты разъехались, были уничтожены куклы и декорации. После войны театр возродился заново. Были поставлены спектакли «Тайны пещеры» А. Усманова, «Приключения Чирдига» М.Ахмадова и др. В 2009 году коллектив театра принял участие в фестивале театров кукол Поволжья в Чебоксарах.
Сегодня в репертуаре театра спектакли «Айболит» В.Коростылева, «Приключения Ибрагима» Б.Абадиева, «Гарри Поттер и его друзья» А. Зубайраевой, «Золотой осел Насреддина» Ш. Казиева, «Приключения Красной Шапочки» Р.Шамсутдинова и др.
В преддверии юбилея, а, как известно, в этом году театр отмечает 80-летие со дня своего основания, мы побывали в театре и побеседовали с главным режиссером ТЮЗа Рустамом Шахгиреевым. Рустам хоть и молод, но уже во многом преуспел в этой нелегкой профессии. «Главное – это любить то, чем занимаешься», – говорит Рустам. Он немного рассказал нам о предстоящих постановках и гастролях театра.
– Рустам, как вы пришли в театр? Кто или что повлиял(о) на ваш выбор профессии?
– Находясь во время войны в Ингушетии, я занимался в школьной театральной студии. Мы подготовили одночасовую программу (сценки, песни и танцы) и выступали с ней в других школах, в лагерях, где жили беженцы из Чечни. И по окончании школы в 2005 году я поступил в Чеченский государственный университет на кафедру актерского мастерства. Получив диплом университета, поехал учиться в Москву режиссуре.
– Какие спектакли вы ставили как режиссер?
– «Проделки козы-дерезы», «Хитрая лисичка», «Приключения Ибрагима», «Полторы горсти», «Сладкая ловушка», «Сказка о добром страннике», «Хищный заяц», мюзикл «Бигалди» и несколько новогодних шоу.
– Ваш главный зритель – дети. При выборе пьесы какой критерий для вас главный?
– Отбираем пьесы на самые актуальные темы, волнующие общество, и конечно, главный посыл для нас – поучительный, чтобы спектакль воспитывал зрителя.
– Ваша самая удачная работа (спектакль)?
– Каждая работа по-своему удачна. На мой взгляд, все неплохо получились, так как экспертный совет Министерства культуры ЧР одобрил все постановки и зритель принимает их на «ура».
– Что является самым сложным в работе театра?
– На сегодняшний день самое трудное – это отсутствие театрального художника, бутафора, специалистов по изготовлению кукол, отсутствие цехов. Поэтому сделать материальную часть спектакля очень сложно.
– Поделитесь с читателями и будущими режиссерами, какими качествами должен обладать режиссер?
– Умением слушать актеров, понимать их, находить индивидуальный подход к каждому, дать актеру свободу в определенной степени, чтоб он мог самостоятельно выстроить свою роль, а потом уже дополнить какими-то штрихами с режиссером. И, естественно, проявлять уважение к актерам. Только тогда режиссер сможет ставить точные задачи и получать от актеров 100%-й результат того, чего он хочет.
– Вы планируете новые проекты?
– Хотим принять участие в проекте « Кавказская кукольная карусель», который каждый год проводит обменные гастроли между городами Махачкала, Владикавказ, Волгоград, Самара, Ставрополь и др. Проект входит в ФЦП «Культура России 2012-2018 гг.» и призван расширить межкультурные связи народов России, наладить и закрепить творческие контакты режиссеров, актеров и мастеров-кукольников.
– Что Вы посоветовали бы тем, кто собирается получить такую же профессию, как у Вас?
– Мне бы хотелось сказать, что в первую очередь к театру нужно относиться не как к средству заработка, а как к способу жизни. Любить душой и тогда все получится.
А мы, в свою очередь, пожелаем Рустаму дальнейших успехов в творчестве и зрительского признания!
Зухра МАСАРОВА