Московские студенты о культуре Чечни

Указом Президента РФ В.В. Путина 2014 год объявлен Годом культуры России. В рамках поручений Главы ЧР Р.А.Кадырова Постоянное представительство ЧР при Президенте РФ провело 27 ноября 2014 года Студенческую научную конференцию «Культура Чечни: прошлое, настоящее, будущее», посвященное Году культуры в России.

Был создан Оргкомитет, который возглавил заместитель Председателя Правительства ЧР – Полномочный представитель ЧР при Президенте РФ Бекхан Таймасханов. Участниками научного форума стали студенты-чеченцы, обучающиеся в вузах города Москвы. Это - будущие экономисты, юристы, медики, историки, дипломаты, нефтяники, аграрии, транспортники, пожарные, а также представители других профессий. Целью студенческой научной конференции являлась пропаганда многонациональной культуры Чеченской Республики, выявление и систематизация знаний студентов о прошлом и настоящем чеченской культуры, установление контактов между студентами и аспирантами для обмена научно-практической информацией о культуре, духовной жизни чеченского народа.

К обсуждению на студенческой научной конференции нами были предложены следующие научные направления:

• Культура Чечни в зеркале времени: исторический аспект.

• Культура как механизм формирования нации.

• Межкультурные связи в республике.

• Взаимосвязь духовных и светских культурных ценностей.

• Искусство (театральное, музыкальное, кинематографическое и др.) и культура.

На студенческой научной конференции озвучено более десятка докладов. Все они представляют собой большой интерес своим глубоким содержанием и познавательностью. Эти доклады, безусловно, выполняют также и культурно-просветительскую функцию, они имеют также ярко выраженный духовно-нравственный, воспитательный характер.

Постоянное представительство ЧР при Президенте РФ совместно с Государственным информационным агентством «Грозный-информ» продолжает публикацию докладов, прозвучавших на студенческой научной конференции: «Культура Чечни: прошлое, настоящее, будущее» (г.Москва, 27.11.2014 г.).

Ниже мы предлагаем читателям «Грозный-информ» доклад студента Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева Сайд-Селим Абубакарова «Об особенностях формирования правового сознания и правовой культуры студенческой молодежи Чеченской Республики».

Сайд-Селим Абубакаров – руководитель чеченского студенческого землячества Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева. Он - отличник учебы. Активно участвует в общественной жизни, награжден денежной премией и Почетной грамотой Главы ЧР, Героя России Р.А.Кадырова за успехи в учебе. Как истинный патриот своей республики, показывает личный пример чеченским студентам, обучающимся на младших курсах в РГАУ-МСХА, во всех позитивных делах и поступках.

Мансур МАГОМАДОВ,

заместитель Полномочного представителя ЧР при Президенте РФ, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории журналистики РУДН, заслуженный журналист ЧР.

* * *

Об особенностях формирования правового сознания и правовой культуры студенческой молодежи Чеченской Республики

Сайд-Селим Абубакаров, студент РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

Студенческая молодежь является самостоятельным субъектом правовой культуры в обществе, поскольку обладает всеми необходимыми его признаками: внешней обособленностью, активной мобильностью, персонификацией, способностью вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную правовую волю, а также свойствами субъекта права в силу юридических норм.

В современном мире проблемы молодежи в сфере функционирования правовой системы является важной и ключевой проблемой. Правовое регулирование, развитие позитивных нормативных отношений и представляет собой видимую часть правовой действительности.

Право молодежи является надежным стимулом и гарантией развития способностей молодежи, вовлечения ее в сферу общественных отношений и его формирование в рамках правовой сферы является важной задачей общественных отношений. Общественные отношения в рамках правовой сферы, образуют систему, которая является нормой для государства и общества в рамках легализирующих отношений и активно внедряются в отношениях с молодежью.

По данному вопросу в теории и на практике придерживаются различных подходов. Так, одни придерживаются мнения о том, что право – это возможность делать то, что они хотят и могут делать, но только в том случае, если это не запрещено общими для всех законами, нравятся они им или нет. Другие же право и свою возможность делать то, что они хотят и могут, не считают нужным ограничивать законами, поскольку последние пишутся в чьих-то интересах, до которых им нет дела.

У одних право ассоциируется с возможностью жить в согласии с собой, поступать по своим убеждениям, жизненным принципам; другие же при этом внутренним аспектам права не придают особого значения, выставляя на первый план возможность делать то, что улучшит их будущее (даже если сегодня для этого приходится поступать вразрез со своими убеждениями и принципами, а возможно и через нарушение закона).

И хотя для абсолютного большинства респондентов из молодежной среды, с которыми пришлось пообщаться, готовя данную статью, право – это не только социальное состояние человека, но и право его выбора и действий. Вместе с тем следует отметить, по мнению респондентов, по составу названные при этом элементы и условия - и право выбора, и право действия различаются весьма существенно.

Правовая сфера общественной жизни предполагает интериоризацию студенческой молодежью системы знаний о социальной действительности и о собственной личности, позволяющих адекватно адаптироваться и устанавливать необходимые контакты с другими людьми, поскольку процесс совершенствования социальной компетентности связан с развитием правовой культуры личности. В этой связи актуализируется задача изучения закономерностей развития правового сознания студенческой молодежи и поиска возможностей оказывать оптимизирующее влияние на его формирование.

Не ставя цели критического анализа существующих точек зрения и не претендуя на полноту освещения проблемы, можно предложить тем не менее один из возможных подходов к изучению социально-правовых аспектов правовой культуры студенческой молодежи, ее структуры, уровней развития, закономерностей становления на примере работы со студенческой молодежью Чеченской Республики в последние годы.

Правовую культуру мы определяем как систему представлений, основанных на понимании закона, правовых норм в регулировании взаимоотношений между личностью и государством, под воздействием которых складываются установки на подчинение этим нормам. Развитость правового сознания есть проявление правовой культуры и социальной адаптивности, а значит является стабилизирующим фактором, способствующим совершенствованию общества.

Правовая культура складывается на основе правового сознания. Как известно, правовое сознание является объектом воздействия правовых систем через правовое подсознание оказывающее воздействие на поведение субъектов права. Оказывая влияние на поведение субъектов права, правовое сознание способствует формированию правовой дисциплины общества, в частности студенческой молодежи.

В Чеченской Республике три государственных бюджетных образовательных высших учебных заведения – Чеченский государственный университет (ЧГУ), Грозненский государственный нефтяной технический университет (ГГНТУ) и Чеченский государственный педагогический институт (ЧГПИ), а также учреждения среднего профессионального образования (сузы). В каждом из перечисленных учебных учреждений действуют органы студенческого самоуправления, студенческие профсоюзы, советы молодых ученых и специалистов, студенческие научные общественные организации, которые самостоятельно решают свои вопросы, активно при этом взаимодействуя со всеми структурами и руководствами вузов и сузов. При проведении различного рода мероприятий, концертов, круглых столов, конференций, спортивных мероприятий (а их количество и масштабы увеличиваются с каждым годом), студенческие движения и организации вузов и сузов играют огромную роль, неся ответственность за то или иное мероприятие.

К примеру, для организации системы воспитательной деятельности в Чеченском государственном педагогическом институте выстроен целый ряд механизмов взаимодействия студентов с руководством вуза, что позволяет успешному развитию студенческого самоуправления. Управление учебно-воспитательной и социальной работы в Чеченском государственном педагогическом институте осуществляет реализацию социальных программ и проектов воспитательной направленности в рамках учебного процесса.

Как представляется, творческая деятельность молодежи является наиболее яркой формой развития и проявления активности в силу того, что для большинства студентов она открывает новые возможности по реализации своих талантов. В Чеченском государственном университете создали студенческий ансамбль песни и танца «Нийсархой» (ровесники), которая уже успела заявить о себе на сцене талантов. Также параллельно учебы у студентов развивается интерес к научным исследованиям, где они имеют возможность проявить свои навыки и способности в различных научно–исследовательских секторах и кружках, которые организованы в университете. Студенты имеют возможность представить свои научные труды на ежегодной всероссийской научно–практической конференции молодых ученых и аспирантов «Наука и молодежь».

Если раньше, в период военных действий на территории Чеченской Республики, студенты были отделены от учебного процесса, были сломаны положительные стереотипы о жизни, утрачены лидерские качества, то сегодня, благодаря первому Президенту Чеченской Республики, Герою России Ахмат-Хаджи Кадырову, молодежь Чечни возродилась из пепла и руин. В последние годы наблюдается повышение интереса определенной части студенчества к деятельности, развивающей личностные способности. Студенты активно участвуют в профильных отрядах, волонтерских движениях, общественных акциях, в научной работе и многих других мероприятиях. Это доказывает то, что студентам не все безразлично, обучаясь в вузе у них вновь появился интерес, появились новые эмоции, свежие идеи для развития.

Студенческий профсоюз избирается в университете на альтернативной основе, членами профсоюза становятся также представители старостатов институтов и факультетов, научных общественных организаций вуза. Деятельность Студенческого профсоюза направлена на объединение усилий студентов для продуктивного решения их проблем; содействие ректорату в реализации стратегического плана развития вуза; самореализацию потенциала студентов в организации и управлении студенческой жизни.

Студенческое самоуправление является одной из форм правового воспитания студентов. Как известно, студенческое самоуправление представляет собой совокупность студенческих формирований, а также процесс решения силами самих студентов жизненно важных проблем, как в учебной, так и во внеучебной сферах.

Вместе с тем в этой сфере немало проблем. Так, например, опрос студентов о деятельности Студенческого профсоюза показал, что далеко не все знают о его существовании, недостаточно информированы о его целях и задачах. Чтобы достоверно разузнать об этом был проведен специальный опрос среди студентов, как выяснилось, многие студенты не знают о проводимых вузовских, межвузовских, городских, республиканских и районных мероприятиях для студенческой молодежи, несмотря на имеющиеся информационные ресурсы.

Работа Студенческого профсоюза Чеченского государственного университета может реализовываться по определенным направлениям (секторам) и охватывать все сферы деятельности студентов: научную, учебную, досуговую, социальную. Примерами может служить участие студентов в планировании учебного процесса, выработка предложений по оказанию материальной помощи и морального поощрения студентам; организация охраны правопорядка, поддержка студенческих инициатив, защита прав, временная занятость; организация системы изучения и учета общественного мнения студентов по важнейшим вопросам жизни вуза и создание условий, при которых обеспечивается участие каждого студента в обсуждении проблем, выработке и принятии решений.

Словом, в Чеченской Республике делается все для обеспечения формирования у молодежи позитивных начал правового сознания и правовой культуры. При этом под механизмом формирования правовой культуры молодежи следует понимать динамичный мыслительно-автономный внутренний процесс, происходящий в молодежной среде, по усвоению знаний, ценностей, отношений, ситуаций в правовой среде и их реализации в правопорядке.

Современные общества значительно различаются не только типами экономических и политических систем, но и социально-культурными особенностями, которые отражаются в их социальных институтах и сказываются на понимании членами данных обществ феномена права. Так, функция системы воспитания в любом обществе состоит в подготовке молодого поколения к выполнению той роли, которую ему предстоит играть в обществе. То есть воспитание должно сформировать его характер таким образом, чтобы он приближался к социальному характеру, чтобы его собственные стремления совпадали с требованиями его социальной роли. В этом смысле проблема правовой культуры студенческой молодежи имеет два уровня, которые, правда, можно отделить один от другого с большой долей условности. На первом — сложившаяся в обществе система социальных институтов и социальных неравенств рассматривается с точки зрения ее воздействия на формирования жизненных ценностей и потребностей индивидов, на становление и развитие их индивидуальностей. На втором мы имеем дело с уже сформировавшимися индивидуальностями, с оформившейся системой потребностей, жизненных ценностей, черт характера, привычек, которые молодые люди не могут изменить мгновенно или не могут (не хотят) менять совсем. И пусть в прежние времена их индивидуальность подавлялась или ограничивалась, но сегодня они такие, какие есть. И оценивать динамику своего правосознания социальные субъекты будут, исходя именно из этой системы жизненных целей и ценностей, равно как и из изменений в возможностях и способах их реализации в новых условиях по сравнению со старыми.

В названном контексте, как представляется:

Во-первых, правовую культуру студенческой молодежи нельзя понять вне связи с основными социальными отношениями и институтами данного общества. Конкретные образы индивидуального права, несмотря на все свое многообразие, в значительной степени отражают характер доминирующих в данном обществе социальных институтов, уровень развития экономической системы общества и др. При этом имеется в виду, что сами жизненные цели и ценности, а также возможности их достижения в значительной степени определяются особенностями социализации, местом, занимаемым студенческой молодежью на шкале социальных неравенств в прошлом и настоящем и др., т.е. общественная система не только ограничивает, но одновременно и формирует личность молодого человека, подавляя одни и развивая другие социальные качества.

Во-вторых, говорить о праве субъекта в каком-то конкретном отношении будем тогда, когда это конкретное явление (объективное или субъективное) действительно значимо для социального субъекта – либо само по себе, либо как средство достижения других жизненно важных целей и ценностей.

В самом деле, если тот или иной элемент социальной реальности (закон, норма, процесс и др.) для субъекта не значим, если он привык обходиться без него и не испытывает в нем никакой нужды, бессмысленно говорить о правах и взглядах индивида в данном конкретном отношении. В этом смысле правосознание зависит от устремлений каждого индивида, от того что он считает нормальным, законным и необходимым именно для себя.

В-третьих, поскольку у разных индивидов и социальных групп (студенческая молодежь) в каждый данный момент имеются различные цели и ценности, а также неодинаковые возможности их реализации, то неизбежно будут различными как конкретные смысловые образы желаемого индивидуального права, так и его динамика, ограничители и благоприятствующие факторы.

Важной задачей остается создание методики учета и единой базы достижений студентов по всем видам студенческой деятельности: научной, учебной, интеллектуально-развивающей, культурно-массовой, спортивной, социально значимой и т.д. Следует иметь в виду, что на этой основе можно определить рейтинг студента, группы или института; также можно ходатайствовать о назначении повышенной стипендии, стипендии Главы и Правительства Чеченской Республики и других идеях поощрения, а самое главное при этом своевременно выявлять студентов с лидерским потенциалом и целенаправленно развивать их в этом направлении, что даст положительный результат и готового специалиста на рынке труда.

Для некоторых студентов общественная деятельность не является столь важным и приоритетным в их жизни. Кроме того, внеучебное время становится рабочим временем для одних, временем свободного времяпрепровождения для других. Очевидно, что студенты, занятые в студенческом самоуправлении, получат навыки планирования и организации деятельности, научатся ее анализировать, искать и привлекать дополнительные ресурсы.

На наш взгляд, сочетание различных видов студенческого самоуправления и общественной деятельности способствует не только поиску оптимальных механизмов и путей решения проблем студентов, но и позволяет развивать их инициативу и лидерские качества не только в рамках вуза, но и за его пределами. Студенческое самоуправление дает стимул развития молодого человека как интеллигентная личность с лидерскими качествами, что позволяет ему правильно ориентироваться в жизни. Оно способствует формированию правовой культуры и правового сознания студенческой молодежи.

В ходе подготовки доклада использованы следующие источники: сайт министерства ЧР по делам молодежи, http://www.grozny-inform.ru, Бонадыкова, А. На молодёжном форуме «Машук-2013» прошёл День Чеченской Республики // «VII Российско-Германский Молодежный парламент в Ганновере». 2013 и др.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

www.grozny-inform.ru Информационное агентство "Грозный-Информ"

Ещё новости о событии:

Московские студенты о культуре Чечни - ИА Грозный Информ
Указом Президента РФ В.В. Путина 2014 год объявлен Годом культуры России.
12:48 03.12.2014 ИА Грозный Информ - Грозный
Указом Президента РФ В.В. Путина 2014 год объявлен Годом культуры России.
12:47 03.12.2014 ИА Грозный-информ - Грозный
 
По теме
В рамках Федеральной программы «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»  преподаватель СПО ФО Визирова Хеда Резвановна  провела среди школьников 6-11 классов профориентационное онлайн - тестирование,
Прокурор Ахмед Абазов и ветеран прокуратуры Чеченской Республики Григорий Бисултанов провели беседу об ответственность за распространение в сети Интернет экстремистских материалов.
Встреча прошла в дружественной обстановке. Ребята делились впечатлениями, рассказывали о новых знакомых из других стран, о программе Фестиваля и о многом другом.
Сегодня на базе МБОУ «СОШ № 60» города Грозного состоялась церемония закрытия муниципального этапа двух престижных Всероссийских конкурсов: «Учитель года России - 2024» и «Сердце отдаю детям».
Студенты и магистранты специальности «Юриспруденция» во главе с заместителем директора ИЦЭиТП ГГНТУ Авалу Абубакаровым приняли участие в I Всероссийской научно-практической конференции «Патриотизм как основа воспитания м
Террористы из "Крокус Сити Холла" могли быть под действием психотропных веществ - ИА Грозный-информ Правоохранители не исключают, что совершившие теракт в "Крокус сити холле" находились под действием психотропных веществ, проводятся необходимые экспертизы, сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах.
ИА Грозный-информ
Алимхан Ихаев назначен главным внештатным специалистом по скорой медицинской помощи СКФО - ИА Грозный-информ Министр здравоохранения Чеченской Республики Адам Алханов провел рабочую встречу с главным врачом Республиканской станции скорой медицинской помощи Алимханом Ихаевым.
ИА Грозный-информ
В городе Аргун планируется создание школы креативных индустрий - ИА Грозный-информ В Министерстве культуры ЧР состоялось совещание в режиме видеоконференции по вопросу реализации «дорожной карты» - создания в регионах России школ креативных индустрий в 2024 году в рамках федерального проекта «Придумано
ИА Грозный-информ
Кафедра "Технология строительного производства" ИСАиД ГГНТУ провела научный семинар на тему:  "Материалы и технологии для ремонта, восстановления и реставрации объектов культурного наследия"  в рамках Года истории,
ГГНТУ