16 февраля 2018 года в Национальном музее ЧР прошла лекция-беседа для сотрудников учреждения. Лектор, заведующая научно-просветительским отделом музея Марха Сугаипова, рассказала музейным работникам о задачах приобщения широкой публики к восприятию музейной информации, внедрения новых форм и методов работы с аудиторией, различными категориями и группами населения.
По ее словам, осуществление социально-культурной миссии музея обеспечивается эффективностью его взаимодействия с посетителем. И сегодня основополагающим понятием в деятельности музея являются контакты, которые осуществляются по следующим направлениям: информирование, обучение, развитие творчества, общение, досуг.
Марха Сугаипова отметила, что освоение музейной информации происходит в процессе обучения, которое включает в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Отличительными чертами обучения в музее являются, в первую очередь, неформальность и добровольность, что особо актуально сегодня.
Также лектор подчеркнула, что приоритетным и перспективным направлением взаимодействия музея с посетителем является организация досуга. Большая часть досуговых форм рассчитана на поливозрастную аудиторию и осуществляется в таких формах, как: ночь в музее, новый год, день открытых дверей, день рождения в музее и т. д. Кроме того, удовлетворение потребности в общении в рамках музейно-рекреационной деятельности решается благодаря активному использованию таких форм как клубы (знатоки истории, любители искусств и т. д.). В ходе лекции обращалось внимание на необходимость совершенствования работы научных отделов музея с посетителями, активизацию взаимодействия отделов с информационно-образовательным центром «Русский музей — виртуальный филиал» и Виртуальным представительством Государственного музея религии (СПб).
В завершении лекции Сугаипова добавила, что признание музейными работниками своей доли ответственности за решение многих проблем, стоящих перед обществом (межэтнических, экологических и др.) определяет пути взаимодействия музея и посетителя, а также пути преобразования музея из пассивного хранителя свидетельств материальной культуры в институт, активно способствующий социализации личности, более открытый к насущным потребностям современного человека.