На этой неделе стали известны сразу три больших нововведения, касающиеся водителей. Буквально на днях вступил в силу приказ об изменениях в правилах сдачи экзамена на вождение. Теперь получить права будущим автовладельцам станет гораздо сложнее.
Прежде всего, это относится к упражнениям задним ходом – параллельная парковка или въезд в бокс. Раньше эти задания ограничивались только временем. Теперь же у претендента на права есть лишь одна возможность включить заднюю передачу. Если же он не смог за один раз осуществить необходимый маневр (т.е. включил первую скорость, поправил траекторию машины и снова включил заднюю передачу), то экзамен не сдан. Также запрещен заезд колесом на линию границы упражнения, а также ее пересечение бампером или другими частями машины.
Но, к счастью, есть и небольшое послабление. Если машина в ходе любого упражнения заглохнет, то это не будет считаться ошибкой. Можно завести автомобиль и сдавать дальше.
Кроме того, видеозапись экзамена будет храниться не меньше месяца.
Другое изменение касается сроков действия водительских удостоверений. Допустим, что ваши права действуют до 2020 года (т.е. оформили вы их в 2010 году). Раньше вы могли их заменить (с этого года не только в ГИБДД, но и в МФЦ) и получить новые, которые также действовали бы до 2020 года. А вот теперь, если вы предоставите свежую медсправку, то права будут продлены еще на 10 лет (в нашем случае – до 2027 года).
В МВД также сообщили, что сдать экзамены на права категории «В» и «С» можно с 17 лет, но водительское удостоверение выдадут только в 18.
Во-вторых, правительство России определило, какие именно сведения будут содержаться в электронном паспорте транспортных средств, который уже в следующем году должен заменить бумажные документы. Это означает, что при покупке автомобиля граждане уже в скором времени перестанут получать бумагу под названием «Паспорт ТС». Все сведения о машине сразу будут внесены в электронную базу данных. А на руках у новоиспеченного автовладельца останутся лишь договор купли-продажи и акт приемки-передачи транспорта.
И это очень удобно, потому что потерять электронный паспорт невозможно. Так что восстанавливать его после утраты или порчи, тратить на это время и деньги больше не придется. В документе будет указываться также история транспортного средства (кто был владельцем, был в ДТП или нет, какие страховые случаи были и пр.).
А что же делать нынешним водителям? Хорошая новость в том, что обязательной замены бумажных ПТС на электронные нет. Так что мы сможем спокойно ездить и дальше, но при желании каждый сможет зарегистрировать свой электронный документ.
Еще одна важная новость заключается в том, что ГИБДД с 20 октября больше не будет выдавать участникам аварии справки о ДТП. Это является серьезной проблемой, ведь искомая справка значится как один из обязательных документов в правилах страхования, а ее отсутствие для страховых компаний – вполне законный повод отказать в выплате компенсации.
Что же делать? В случае аварии теперь от ГАИ можно будет получить только процессуальные документы – постановление о наложении штрафа на виновного в аварии или определение в отказе от возбуждения административного дела. В автоинспекции рассказали, что в этих документах будет содержаться вся необходимая информация об аварии, ее участниках и пострадавших, обо всех повреждениях автомобилей, а также данные их владельцев, включая номера полисов ОСАГО.
Водители по-прежнему должны будут заполнять извещение о ДТП со схемой происшествия и предоставлять его в страховую компанию. Этот бланк выдается при покупке полиса, его также можно скачать в интернете, поскольку он имеет утвержденную Центральным Банком единую форму.
В законе об ОСАГО ничего не говорится конкретно про справку об аварии, но есть упоминание о том, что «для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции». То есть упомянутых выше процессуальных бумаг будет вполне достаточно.
Очевидно, что многие страховщики воспользуются случаем и начнут отказывать в выплатах, ведь обязательную по правилам справку водители предоставить не смогут. Да, закон важнее всяких правил, но компании будут делать то, что им выгодно. Разумеется, это приведет к тому, что резко возрастет число обращений в суды, которые должны будут защитить права автовладельцев. Но на это уйдут время и деньги.
Будем надеяться, что из правил ОСАГО в ближайшее время исключат упоминания о справках, а страховые компании будут соблюдать закон, обладающий большей юридической силой, чем какие бы то ни было правила.
Алихан ДИНАЕВ