Старший научный сотрудник отдела «Новейшей истории Чечни» Элима Эдилова 27 апреля 2017 г. провела выездную лекцию для учащихся МБОУ СОШ № 14. Темой музейного урока стал подвиг Грозного в годы ВОВ. Сотрудник музея рассказала школьникам, что в период Великой Отечественной войны город превратился в крупнейший неприступный бастион на пути продвижения фашистских сил к нефтеносным районам Чеченской Республики и Баку.
По словам Э. Эдиловой, чтобы в должной мере оценить роль Грозного для вооруженных сил Советского Союза, достаточно указать хотя бы на тот факт, что 80% военной авиации Советского Союза поднималось в воздух на грозненском авиабензине, что горючим Грозного заправлялось множество танков, бронемашин, тягачей, автомобилей и других видов военной техники Красной Армии.
Кроме продукции нефтепереработки, грозненцы вырабатывали во время войны более 90 видов необходимых стране и армии изделий, в том числе и военных: оружие (минометы, бутылки с зажигательной смесью и др.), боеприпасы (снаряды, патроны) и обмундирование. На заводах Грозного ремонтировались танки, бронепоезда, орудия, тягачи, автомобили и другие виды военной техники.
Над Грозным нависла очень серьезная опасность. Осознавая это, на защиту родного города поднялись десятки тысяч грозненцев и других жителей Чечено-Ингушетии. По свидетельству командовавшего советскими войсками Северной группы Закавказского фронта генерала армии И. В. Тюленева, на строительство оборонительных сооружений вышли: «…рабочие, свободные от вахты, студенты, учащиеся, домохозяйки, дворники, сторожа, актеры, инженеры, учителя, садоводы, пастухи… Работа, как говорится, кипела и не прекращалась ни на одну минуту ни днем, ни ночью. Под вражеской бомбежкой нефтяники промыслов возводили вокруг Грозного укрепления, каменные барьеры на дорогах и переправах через Терек. В тяжелых условиях боролись с пожарами, спасая резервуары с бензином». В работах по постройке оборонительных рубежей на подступах к Грозному и непосредственно в городе приняло участие более 40 тысяч человек. Машиностроительными и металлообрабатывающими заводами были изготовлены тысячи стальных противотанковых «ежей», расставленных на танкодоступных местах. Южнее Малгобека, прямо под обстрелом
дальнобойной вражеской артиллерии и бомбежками гитлеровской авиации, тысячи колхозников Пседахского и Ачалукского районов вместе с грозненцами сооружали траншеи, эскарпы, противотанковые рвы.
Несмотря на весь героизм защитников Грозного, город серьезно пострадал. Столбы дыма над ним были видны издалека – даже в столице Дагестана Махачкале. Над самим Грозным плотные клубы дыма полностью заслоняли солнце. Пожары безостановочно полыхали во множестве мест. Наиболее страшным из них оказался пожар в нефтяном амбаре, хранившем 1 миллион тонн нефти. Через разрушенные бомбами ограждения и земляные валы пылающая нефть потекла в город. Все, что попадалось ей па пути, расплавлялось, превращалось в бесформенные груды. Трамвайные рельсы и металлические опорные столбы гнулись и скручивались, как стебли травы. Возникла опасность затопления горящей нефтью жилых кварталов. На ее пути встали пожарные, к которым на помощь пришли жители города. В дыму и огне они рыли на пути пылающего потока траншеи, тушили возникающие в разных местах очаги пожаров. Многие из пожарных и их добровольных помощников получили серьезные ожоги и увечья. Некоторые погибли. Жители Грозного высоко оценивали их подвиги по спасению города от огня. Журналист Анатолий Каменин отмечал в «Комсомольской правде»: «Если сейчас в Сталинграде самым прославленным воином считается артиллерист и бронебойщик, то в Грозном такими людьми считают пожарных и зенитчиков».