Развитие информационно-коммуникационных технологий позволило существенно упростить гражданам процесс получения государственных услуг.
Повышение качества государственных услуг является одним из приоритетных направлений развития нашей страны и в частности административной реформы в Российской Федерации. В выступлениях главы государства В. Путина не раз отмечалось, что преобразования, проводимые в системе исполнительной власти, должны привести к тому, что каждый гражданин будет иметь возможность реально требовать тот уровень и то качество услуг, которые ему обязаны предоставить соответствующие уровни власти.
Административная реформа предусматривает введение в практику работы государственных органов и их учреждений стандартов государственных услуг, которые направлены на совершенствование деятельности государственного аппарата.
Зримым результатом реформирования системы государственного управления для населения стали многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, где непосредственно реализуется принцип «одного окна», предусматривающий предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.
Внедрение системы электронных государственных услуг позволило гражданам, использующим технологию самообслуживания через «интернет», получить необходимую услугу с существенной скидкой. При этом, что немаловажно, удалось снизить коррупционную составляющую, так как при использовании электронной услуги исключается личный контакт населения с государственными служащими.
По словам начальника отдела приема и выдачи документов МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Грозного» Рамзана Адаева, количество услуг, предоставляемых МФЦ, продолжает расти.
– Перечень услуг постоянно пополняется, так, например, с начала 2017 года через МФЦ можно оформить получение водительских прав, общегражданских паспортов и ряда других документов. Не менее значима активизация взаимодействия по линии социальной защиты населения, результатом которого стало расширение количества госуслуг в этом направлении, в частности для таких категорий граждан, как инвалиды и малоимущие, получающие денежные выплаты.
С каждым годом увеличивается число заявителей, обращающихся в наш МФЦ. Согласно мониторингу, проведенному в республике, наш МФЦ занял первое место, несмотря на самый малочисленный штат специалистов и сотрудников отделения, – рассказал Рамзан Адаев.
Объем работы МФЦ огромен, например, за прошлый год сотрудниками МАУ «МФЦ г.Грозного» выполнено 87 тысяч услуг, а за три квартала текущего года – порядка 43 тысяч услуг. Следует отметить, что в эти цифры не вошли многочисленные регистрации на сайте заявителей, огромное число пенсионных и иных межведомственных запросов, которые
также осуществляют сотрудники «МФЦ г.Грозного», всего в этой категории рассмотрено более 22 тысяч обращений граждан.
Повышение качества сервиса центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению очередей и в конечном итоге повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.
– С каждым днем население становится все более заинтересованным в получении электронных услуг, преимущества которых средства массовой информации активно пропагандируют. Принцип «одного окна», когда при обращении в МФЦ можно получить сразу несколько услуг, становится все более популярным. Ведь получая такую услугу, вы избавляете себя от необходимости посещения множества инстанций, – отмечает Рамзан Адаев.
По его словам, в последнее время наибольшее количество обращений приходится на оформление разного рода субсидий и льгот: на оплату ЖКУ, материнского капитала, детских пособий и выплат для репрессированных.
Согласно ежегодным исследованиям, проводимым Росстатом, доля использующих электронные госуслуги граждан в прошлом году в среднем по России составила 51,3% при плановом значении данного показателя в 50%.
Всероссийская перепись населения, которая пройдет в 2020 году, предположительно будет проведена несколькими методами: непосредственно гражданами на сайте государственных услуг, а также с помощью переписчиков, которые будут оснащены либо специальным планшетом для сбора данных, либо традиционным переписным листом.
Адам ИСЛАМОВ