Мастера-волшебники, начиная с древнейших времен, создавали из камня, глины и песка вещи небывалой красоты, даже не подозревая, что они станут произведениями искусства на многие века. Ими любуются до сих пор в залах музеев, люди останавливаются в восхищении перед зданиями, стены которых украшены яркими разноцветными плитками, цветным стеклом, мозаикой.
Искусство уникально по своей сути и очень важно для современного общества, также оно играет большую роль в воспитании детей.
Будучи научным сотрудником музея в Санкт-Петербурге, я часто проводила маленьким детишкам экскурсии, приобщая их к миру прекрасного. Было интересно наблюдать за ними, как они реагируют на экспонаты, как воспринимают полотна художников, предметы старины, следить за их мимикой, отвечать на вопросы. Когда я показывала старинный сундук, я говорила, что там живет добрая фея, или из большого шкафа появится Змей Горыныч, то есть постоянно фантазировала, импровизировала с ребятами, стараясь пробудить их воображение, зажечь в них искру творчества.
Не каждая семья может позволить себе посещения известных музеев, галерей, обучать своих детей навыкам или истории искусства в кружках, студиях, частных школах, также затруднительно это и в малых городах, сельской местности. Поэтому в последнее время становится популярной практика занятий с ребенком через интернет, так как виртуальное пространство обладает огромным потенциалом и притягательной силой. В процессе обучения существует множество способов, как легко и непринужденно приобщить ребенка к миру красоты.
В сети существует множество интересных программ. Можно начинать занятия с ознакомления с работами знаменитых художников. Обсуждать с ребенком то, что он видит. Подмечать, на что первое он обратит внимание в картине. Задача не воспитать искусствоведа за несколько занятий, а привить малышу желание обращаться к искусству и побудить его к эмоциональным переживаниям. Рассматривайте вместе с ребенком на сайтах музеев или галерей пейзажи или натюрморты, попутно задавая ребенку вопросы, почему небо, листья или фрукты разных оттенков, почему художник выбрал именно эти цвета? Не нужно никаких концепций, здесь простая цель – заставить ребенка размышлять, изучать картину. Важно, если ребенок выберет «любимое» изображение, которое часто будет рассматривать, а заодно изучит другие, не менее интересные вещи. Пусть все будет происходить в игровой форме. Только так можно привить ребенку интерес к искусству.
Необычный подход к вопросу обучения детей прекрасному у японцев. Широко известны так называемые «уроки созерцания». Детей учат целенаправленно созерцать, внимательно всматриваться, вслушиваться в окружающее, сосредотачивать взгляд на характерных, подчас мельчайших деталях, явлениях. Например, предлагают полюбоваться застывшей каплей воды, переливающейся всеми цветами радуги на солнце, прислушиваться к шелесту листьев, шуму дождя, звону капели. Причем «уроки созерцания» идут на реалистичной основе, в процессе познания явлений природы, так как японские художники большое значение придают изображению с натуры. Особое место в работе уделяют воспитанию у детей цветового восприятия.
Нельзя забывать, что в процессе ознакомления с миром прекрасного в интернете возникает необходимость оградить детей от негатива. Зачастую за красивой и сочной картинкой на сайте могут скрываться угроза экстремизма или опасные игры. Необходимо придумать целый ряд необычных личных правил, чтобы защитить своих детей. Можно создать семейный электронный ящик, создать отдельную папку избранных сайтов, стараясь делать все в игровой форме, иначе есть риск, что ваш ребенок быстро вас раскусит.
Несомненно одно – в каждом ребенке есть что-то особенное и неповторимое, надо только это разглядеть, беречь это в нем и взращивать.
Анна БУЛАХ