Женщина всегда занимала и занимает особое место в чеченском обществе, хотя в среде далеких от него людей до сих пор бытует мнение, что чеченская женщина ущемлена в правах, что к ее мнению никогда не прислушиваются. На самом деле это далеко не так. Еще с давних времен чеченцы жили как одна большая семья, в которой отсутствовало классовое расслоение, но были старшие и младшие, и младшие всегда слушались старших, даже если не состояли в родстве. При этом никто не смел злоупотреблять послушанием, не использовал их почитание ради личного обогащения или удовлетворения иных нужд. Именно на старших лежала ответственность за судьбу всех членов общества, они обязаны были держать себя в постоянном нравственном тонусе и служить примером для подрастающего поколения. В таком обществе в принципе невозможно ущемление по какому-либо признаку, тем более по гендерному.
Каждый человек, живущий в этом обществе, четко знал свои права и обязанности, они были настолько упорядочены, что невыполнение их приводило к самым тяжелым последствиям. И женщины в этой системе играли главенствующую роль в воспитании детей, являлись ключевым звеном в отношениях между отцом и детьми. Именно женщина, ее мнение служило мерилом для поступков настоящих мужчин. Никто не хотел бы, чтобы женщины отзывались о нем плохо, тем более обсуждали его проступок. Это во сто крат больнее и позорнее, чем твое деяние будут осуждать мужчины.
Женщина, как опытный дипломат, улаживала все возможные конфликты внутри семьи, сохраняя тонкую грань отношений. Умела представить главу семьи как настоящего героя, создавала из него – в глазах детей и остальных сельчан – «каменную стену», за которой чувствовала себя свободной и защищенной. А отцу приходилось соответствовать этому образу, формирование которого начиналось еще в раннем детстве его матерью. Сын прислушивался к слову матери и спрашивал, «а что сказал отец?». Отец напрямую редко разговаривал с сыном и тем более с дочерью, субординация соблюдалась неукоснительно, здесь не было место сентиментальности.
Кому-то может показаться, что наше общество было чуть ли не матриархальным. Абсолютно нет! Оно было и остается патриархальным, и, дай Аллах, всегда будет таковым. Неправильно перекладывать мужские обязанности на женщин и заставлять их управлять государством, защищать права и покой наших детей. Это сугубо мужская обязанность.
Управление женщиной жизненно важными процессами в обществе происходит, естественно, опосредованно. Все-таки решать должен мужчина, до тех пор, пока женщина справляется с делами семьи, воспитанием детей, отец не вмешивается. Но ошибки в воспитании, если таковые есть, обязательно выявятся. Если, к примеру, ребенок набедокурит на улице (украдет что-то, подерется, испортит чье-то имущество), спрос будет с отца, даже если ребенок совершеннолетний. Отвечать придется отцу, даже не матери, которая непосредственно занималась воспитанием детей. Спрашивать с матери будет отец, и она всегда знает об этом, и, чтобы избежать недовольства мужа, она будет выполнять свои обязанность максимально добросовестно.
«Жена, ставшая мужу настоящим товарищем в жизни – великое благо, но горе тому, кому попалась непутевая и тем более обидчивая супруга», – говорят чеченцы.
Много примеров можно привести о героизме чеченских женщин, но каждый раз, совершая тот или иной мужественный поступок, мудрая женщина все лавры отдавала отцу, брату или мужу, приписывала все заслуги ему, приговаривая: Я – никто без мужчин». Она стеснялась собственного мужества, понимая, что женщина должна быть женственной, что мужество – это мужское качество. В этом и есть мудрость чеченской женщины.
Такую женщину чеченцы берегли и берегут пуще глаза, если говорить пафосным языком, который не очень в почете у горцев, готовы отдать жизни, защищая ее честь.
Особенна и трепетна любовь к матери, которая крепнет с возрастом. Человек начинает чувствовать себя полусиротой после смерти отца, и сиротой с уходом матери из его жизни, даже если ему под сотню лет. В его глазах появляются слезы, о существовании которых он давно забыл.
И пусть мужчины ведут себя строго со своими женами в присутствии людей, но это не означает черствость его души или неуважение к супруге, все понимают, что они чьи-то дочери, сестры и матери. Все чувства, эмоции для чеченцев слишком личны и священны, чтобы демонстрировать их окружающим.
С Днем чеченской женщины вас, дорогие наши матери, сестры, жены и дочери! Будьте счастливы, а мы сделаем для этого все, что в наших силах.
Иса Атабиев