Учитель, перед именем твоим…

DSC_4097
Фото: vesti95.ru

Предложение Х. М. Герзелиева  с трибуны, состоявшегося  в октябре 1982 года III Пленума республиканского комитета  Профсоюза работников  просвещения,  проводить смотр-конкурс  на лучшее литературно-художественное произведение об учителе, получило одобрение членов пленума. И с 1983  года   был учрежден ежегодный конкурс  

 С тех пор прошло много времени, разные периоды пережил  Профсоюз образования. Но все эти годы  находившийся во главе Профсоюза образования Х.М. Герзелиев не позволил  придти в забвение своему предложению, и  литературно-художественный конкурс «Учитель, перед именем твоим»   по сегодняшний день продолжает  жить, все больше вовлекая к участию  новых и новых творчески одаренных  педагогических работников.

В этом году республиканский  конкурс среди работников образовательных учреждений на лучшее поэтическое и прозаическое произведения проходил с мая по октябрь месяцы. Главная цель конкурса – выявление лучших образцов литературно-художественного потенциала педагогических работников и стимулирование их творческого подхода к педагогическому труду.

Конкурс проходил в один этап,  как республиканский.

На конкурс было представлено более 200 поэтических и прозаических  произведений 54 авторов из 15 районов республики. Многие из произведений членами жюри, которое возглавлял  известный журналист Руслан Караев, были признаны достойными конкурсного отбора. В них авторы  показали свой высокий творческий потенциал, способность создать высокохудожественные образцы поэтического и прозаического творчества в самых различных жанрах.  Конкурсные работы были написаны как на русском, так  и на чеченском языках,  и  авторы продемонстрировали прекрасное  образное владение обоими языками.

В состав жюри вошли  известные писатели, литературоведы, члены Союза писателей РФ: прозаик и поэт Лула Джумалаева; поэт, прозаик,  главный редактор журнала «Судебный вестник» Ибрагим Джабиров; заслуженный журналист ЧР, поэтесса и писатель Раиса Сайдулаева.

Конкурс, проходивший в двух номинациях  как «Проза» и «Поэзия», выявил прекрасные творческие сочинения.

Хотя литературная критика  не мой удел, но все-таки хочется  высказать свое мнение о наиболее ярких содержательных в  художественном отношении творениях, где изложены мысли о благородной профессии учителя, о том, как  сам учитель видит свое назначение и роль  в деле воспитания подрастающего поколения. Среди авторов конкурсных работ  и те, кто долгие годы посвятил педагогическому труду и те, кто только-только начинает свой трудовой путь в качестве учителя. Но всех их объединяет одно – любовь и преданность избранной по зову души профессии.

А.Е. Хапилова, учитель английского языка, в республику  приехала в 2013 году по личному желанию. Работала в Вашендароевской  СОШ, в настоящем трудится в «Математической школе имени Х.И. Ибрагимова».

В унисон названию конкурса «Учитель, перед именем твоим…» содержание её рассказа «Записки из сердца», где лейтмотивом проходит мысль о значимости учителя в жизни каждого человека, каждого ребенка, уважение и почитание к учителю, благодарность за его труд.

С первых предложений,  даже не подозревая, как развернутся дальнейшие события, перед глазами читателя вырисовывается картина: тихая сельская улица. По  ней, после трудового дня, с нагруженной до краев ученическими тетрадками сумкой, возвращается домой учительница. Хотя она в селе новый человек, но к ней у сельчан особое, уважительное отношение. Это чувствует сама учительница, которая ловит на себе добродушные  взгляды сельчан. «Из всех дворов через щели заборов на неё смотрят сельчане». И вдруг к ней подбегает мальчонка  и на ломаном русском языке предлагает свою помощь – донести сумку до дома. Учительница польщена этим поступком мальца.

Далее  автор показал любовь учителя к своей профессии. Оказавшись в высокогорном чеченском селе, учительница с уважением относится к национальной культуре и  соблюдает местные обычаи. Безболезненно поменяла свой внешний вид – надела платок и стала носить длинные вещи, чем  еще более  завоевала к себе уважение сельчан.

Дальше и читать не надо – в этих двух-трех предложениях весь смысл, вложенный в заголовок «Записки из сердца» – учительница обрела в лице своих учеников,  их родителей и сельчан новую семью. С  почитанием, как самого дорого гостя приняли и полюбили её сельчане, и она, в свою очередь, с чувством  огромного уважения относится  к  жителям и своим ученикам.  Учитель, если он настоящий учитель, сумеет завоевать  к себе уважение, и перед учителем каждый будет «преклонять» колени. В этом, по-моему,  достоинство   рассказа А.Е. Хапиловой.

Конкурсная работа  учителя из высокогорного селения Гухой К.А. Буева «Спасибо Вам, дорогие учителя» – своеобразная ода в честь Учителя. Восхваляя учителя, автор благодарит его за знания, доброту, любовь и искренность, за поддержку и понимание, за терпение и заботу! Автор в своем художественном творении преклоняет голову перед учителем. «Люди, открывшие нам глаза на сей мир, которые вывели нас из тьмы к свету знаний…», так трогательно и благодарно говорит автор об учителе.

От этих двух  тематикой отличается рассказ «Две сестры» Розы Багаевой, учителя СОШ села Петропавловская.  Описание сочной природы родного края, разнообразие ландшафта, плавно переходит к рассказу о детских играх и взаимоотношениях девочек разных национальностей. Особое место автор отводит интернациональному  воспитанию, взаимоуважению, взаимопониманию  и дружбе детей. Сама природа определяет, какую профессию избрать девочкам в будущем. Так и случилось. Киса, более тяготеющая к иностранной литературе, стала учителем иностранного языка, а Раиса – учителем русской литературы. Избрав эту профессию, они определили свою судьбу – учить подрастающее поколение и стать уважаемыми людьми.

Вызывающим глубокую скорбь и внутреннее переживание за несложившиеся судьбы героев является рассказ Г.Х. Даудова «1ожалле берзийна безам».

Описание наступающей весны, оживающей природы в начале рассказа, резко сменяется напоминанием  о трагических событиях на чеченской земле…

Горе постигло главную героиню Хижан. Потеря единственного сына и снохи обернулось для неё невосполнимым горем. Сама сполна  познавшая  горе сиротства, она остается с единственной внучкой, которую война осиротила. Чем дальше знакомишься с содержанием, тем настораживаешься в ожидании худшего в судьбе  Хавы-внучки Хижан. Чистые и светлы чувства Хавы и Арби погибают под гнетом бесчувственности расчетливой матери юноши. Подлость её поступка становится результатом гибели двух любящих сердец.

Рассказ «1ожалле берзийна безам» – это крик души автора, обращение к людям быть разумными, милосердными, добропорядочными.

Рассказ написан красивым лаконичным языком. Всесторонне раскрыты образы героев. Но печален конец…

Среди конкурсных работ есть много заслуживающих внимания и похвалы в адрес авторов. Особо хочется отметить поэтические произведения. Пусть они где-то отступают от стихотворных правил,  стихотворцы смешивают ямб с хореем, не всегда  четко рифмуются строфы, но эти недочеты  не усматриваются в сравнении с тематикой и образностью героев, с тем, что они диктуются из глубины души.

Таковыми являются поэтическая подборка стихов учителя чеченского языка,  литературы и вайнахской этики Нижне-Нойберской  СОШ Абдул-Азиза  Асхабова, человека, влюбленного в профессию учителя; цикл стихов Я.Ю. Инеркаева, учителя географии СОШ с. Замай-Юрт и др.

После тщательной и кропотливой работы,  жюри   определило  в номинации «Проза» лучшими: художественный очерк «Записки из сердца» (первое место), автор – А.Е. Хапилова, учитель английского языка математической школы №1 имени Х.И. Ибрагимова; второе место  присуждено рассказу «1ожалле берзийна безам», автор Г.Х. Даудов, учитель чеченского языка ГБО «Центр дистанционного образования» г. Грозный. Третье место присуждено сразу двум произведениям. Это  рассказ «Х1ара дуьне къонахийн белшаш т1аьхьа дай», автор  –  Ш.Х. Дашаева, учитель чеченского языка Фрунзенской СОШ Наурского района и рассказ «Две сестры», автор – Р.Ш. Багаева, учитель немецкого языка, заместитель директора по воспитательной работе СОШ  с. Петропавловская Грозненского района.

В номинации «Поэзия» из числа конкурсных работ признаны заслуживающими поощрения:

цикл стихов на чеченском языке Я.Ю. Инеркаева,  учителя географии СОШ с. Замай-Юрт Ножай-Юртовского района (первое место); цикл стихов на русском языке Э.М. Сайдулаевой, педагога-психолога ГБОУ «ЧТТ» г. Грозный.

Третье место присвоено произведениям двух авторов. Это цикл стихов на чеченском языке А-А. А. Асхабова, учителя истории религий и вайнахской этики СОШ №1 с. Нижний Нойбер  Гудермесского района и цикл стихов на русском языке А.В. Мамакаевой, директора Надтеречной СОШ №1.

Победителям  вручены дипломы и денежные поощрения.

Также дипломами и денежными поощрениями отмечены в номинации «Проза» творческие произведения:

И.М. Муртазова, преподавателя ГБПОУ «Серноводский  аграрно-технический колледж» за повесть «Анатомия развода» (вне конкурса); К.А. Буева, зам. директора по ИКТ «Дом детско-юношеского туризма и экскурсий» Грозненского района; П.З.Абубакаровой, учителя  русского языка и литературы Грозненского педколледжа; О.Ш. Магомадовой, учителя русского языка и литературы СОШ № 90 г. Грозный; А.Х. Алиевой, старшего мастера ГБПОУ ГТМиД г. Грозный; З.А. Ахматовой, учителя чеченского языка и литературы СОШ № 47 г. Грозный.

В номинации «Поэзия» жюри отметило работы Ш.А. Оздамирова, учителя чеченской традиционной культуры и этики СОШ с. Гордали Гудермесского района; И.И. Тотчиева, преподавателя Серноводского аграрно-технического колледжа Сунженского района; А.М. Цуцаева, учителя чеченского языка и литературы СОШ с. Ищерская Наурского района; Х.Х. Минкаилова, учителя чеченского языка и литературы Цоци-Юртовской  СОШ №2 Курчалоевского района; З.С.Куразовой, учителя чеченского языка и литература СОШ № 34 г. Грозный и  Р.А. Магомадовой, учителя чеченского языка и литературы СОШ №18 г. Грозный.

Им также вручены дипломы и поощрительные премии.

Объявление итогов конкурса и вручение наград состоялось на  V Пленуме  Чеченской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования, который состоялся 24 декабря 2016 года в Доме Профсоюзов.

По итогам конкурса решено подготовить и издать в первом квартале 2017 года сборник лучших произведений  участников конкурса.

 

Малика Абалаева

 

 

 

 
По теме
В рамках Федеральной программы «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»  преподаватель СПО ФО Визирова Хеда Резвановна  провела среди школьников 6-11 классов профориентационное онлайн - тестирование,
Прокурор Ахмед Абазов и ветеран прокуратуры Чеченской Республики Григорий Бисултанов провели беседу об ответственность за распространение в сети Интернет экстремистских материалов.
Встреча прошла в дружественной обстановке. Ребята делились впечатлениями, рассказывали о новых знакомых из других стран, о программе Фестиваля и о многом другом.
Сегодня на базе МБОУ «СОШ № 60» города Грозного состоялась церемония закрытия муниципального этапа двух престижных Всероссийских конкурсов: «Учитель года России - 2024» и «Сердце отдаю детям».
Террористы из "Крокус Сити Холла" могли быть под действием психотропных веществ - ИА Грозный-информ Правоохранители не исключают, что совершившие теракт в "Крокус сити холле" находились под действием психотропных веществ, проводятся необходимые экспертизы, сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах.
ИА Грозный-информ
Алимхан Ихаев назначен главным внештатным специалистом по скорой медицинской помощи СКФО - ИА Грозный-информ Министр здравоохранения Чеченской Республики Адам Алханов провел рабочую встречу с главным врачом Республиканской станции скорой медицинской помощи Алимханом Ихаевым.
ИА Грозный-информ
В городе Аргун планируется создание школы креативных индустрий - ИА Грозный-информ В Министерстве культуры ЧР состоялось совещание в режиме видеоконференции по вопросу реализации «дорожной карты» - создания в регионах России школ креативных индустрий в 2024 году в рамках федерального проекта «Придумано
ИА Грозный-информ
Кафедра "Технология строительного производства" ИСАиД ГГНТУ провела научный семинар на тему:  "Материалы и технологии для ремонта, восстановления и реставрации объектов культурного наследия"  в рамках Года истории,
ГГНТУ