Хорошее образование является основной базой
успешной деятельности каждого человека.
Вне сомнения то, что успеха добиваются там, где вырабатываются единые мнения у руководства и коллектива. По такому принципу строится работа во многих учебных заведениях республики, где большое количество педагогических работников честно и благородно трудится на ниве образования и воспитания подрастающего поколения. Это люди высокого долга, морали и ответственности.
Среди общеобразовательных учебных заведений Урус-Мартановского района средняя школа №1 села Рошни-ЧУ не уступает другим образовательным учреждениям района, как по постановке образовательного процесса, так и в целом по воспитанию подрастающего поколения.
Сохраняя накопленный годами опыт и сложившиеся традиции, трудится нынешний педагогический коллектив школы во главе с директором Айшат Жудиевны Гайсумовой.
По специальности она филолог. За её плечами 35 лет педагогического стажа, 19 из которых она работает в должности директора.
В 1972 году с отличием окончив данную школу, свой трудовой путь она начала с воспитателя группы продленного дня. Затем работала учителем начальных классов. С 1983 года вела уроки русского языка и литературы. И в 1997 году, в самое сложное, трудное и опасное время возглавила коллектив данной школы.
В настоящем, как отзываются о ней коллеги, учащиеся, их родители и, в общем, все сельчане, она – грамотный руководитель, прекрасный специалист, мудрый наставник в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, настоящий мастер педагогического труда, идейный вдохновитель многих новых начинаний.
В нашей беседе о сегодняшнем состоянии дел во вверенной ей школе Айшат поведала:
–Учитель — это особая профессия. И от его активной творческой работы зависит весь успех дела в обучении и воспитании детей. Перед учителем стоит четкая и единая задача — подготовить полноценных будущих граждан нашего общества. Школа функционирует как образовательное учреждение I, II, III ступени. Главный принцип педагогического коллектива – превратить образовательное учреждение, сделать его вторым домом для детей. В отношениях с учениками утверждаются принципы самоуправления, гласности, сочетания индивидуальной и коллективной работы, обеспечивается разнообразие видов деятельности. Школа стремится стать центром воспитания детей совместно с семьей, детскими и взрослыми общественными организациями. Это хорошо понимают и осознают учителя, и этой цели подчинена ежедневная педагогическая деятельность коллектива. В настоящее время обучением и воспитанием 618 учащихся занято 54 педагога, из которых многие имеют высшую квалификационную категорию, трудятся, осознавая, что от их каждодневного труда зависит весь успех образования и воспитания подрастающего поколения. Это А.А. Самбаева, учитель математики, которая ежегодно добивается 100% сдачи ЕГЭ; А.Д.Гайсумова, филолог, имеет высшую категорию; Т.З. Зулаева, имеющий 35-летний стаж работы и прекрасный педагогический опыт; З.И. Сатабаева, учитель биологии; Р.А. Гайсумова, учитель химии.
Отрадно отметить, что многие бывшие наши выпускники, окончили высшие учебные заведения и, вернувшись в свою родную школу, влились в трудовой коллектив и успешно работают. В их числе в настоящем успешные учителя школы Тамаева Лиана и Тамаева Седа, заместитель директора по воспитательной работе Тамаева Марина; Дадаев Мохдан, Бекаев Ислам, Гайсумова Малхазни.
Необходимо отметить то, что в последние годы для успешной организации и проведения учено-воспитательного процесса в школе созданы необходимые условия: оснащенные учебные кабинеты, спортивный зал, библиотека, кабинеты педагога-психолога и медицинской помощи, а также кабинет домоводства и кабинет информатики.
Вся учебно-методическая работа и воспитательная работа с учащимися и педагогическим коллективом строится под чутким и умелым руководством заместителей директора Марины Тамаевой, Нанаш Дашаевой, Разет Элимхановой, – подчеркнула в нашей беседе директор.
Исходя из принципа, что воспитанный ученик и вести себя будет примерно и стараться учиться хорошо, строится вся деятельность педагогического коллектива. В школе каждый ученик на виду. Отлично понимая и осознавая, что школа и семья – это два института, которые совместными усилиями должны сформировать воспитательную модель юного человека, учителя, классные руководители, руководство школы тесную связь поддерживают с родителями учащихся. Ребенок первое воспитание получат в своей семье. Семья может и должна способствовать нравственному воспитанию детей. Интересно проходят в школе родительские собрания. Любой родитель имеет право придти на урок, посидеть, пообщаться не только со своим ребенком, но и поговорить с его одноклассниками. Также родители детей, бывая на кружках по интересам, знают, что его ребенок занят увлекательным занятием, оказывают им поддержку в освоении и выявлении умения и навыков. Дети, чьи родители принимают активное участие в их учебе и школьной жизни, обычно добиваются высокой успеваемости, имеют хорошее эмоциональное здоровье и становятся уравновешенными и полноценными личностями. Школа и семья совместными взаимодействиями способствуют формированию духовного мира юного человека.
–Считаю, чтобы изменения были оптимальными и осуществлялись ускоренными темпами,– Айшат жудиевна,– всегда нужно начинать с личности самого руководителя школы и изменения его управленческого мышления. Знаю, что являясь индивидуальностью, имею дело с такими же индивидуальностями, как я сама. В своей практической работе изучаю возможности и способности каждого учителя и на этой основе создаю эффективную систему работы с учителем, учащимися и их родителями. Знать свои резервы, психологический настрой учителя – это залог успеха всего дела, – уверена она.
– Эффективность управления образовательным учреждением, конечные результаты его звеньев в значительной мере зависят от научно- методической работы, – подчеркнула Айшат жудиевна. –За последние годы в школе сложилась определенная система работы методической службы, которая носит непрерывный характер, включая различные формы и содержание. На практике реализуется принцип педагогической поддержки в деятельности члена коллектива. А конечный результат работы учителя в значительной мере зависит от постановки методической работы. Взаимопосещение уроков, участие в семинарах, доклады коллег, использование дополнительной методической литературы – все это позволяет учителю обогатить свои знания в связи с использованием новых инновационных методов, принципов и форм обучения и решения образовательных и воспитательных проблем.
Результатом этой работы является то, что по итогам 2015-2016 учебного года все 18 уч-ся 11 класса успешно сдали ЕГЭ и поступили в высшие учебные заведения. С золотой медалью окончила школу одна ученица Базаева Камила, 10 учащихся завершили учебу на «хорошо» и «отлично».
Наряду с предметным обучением, педагогический коллектив школы придает первостепенное значение и духовно-нравственному воспитанию учащихся. Большая часть воспитательных мероприятий проходит с участием директора школы, что придает им особую значимость.
–Во всей воспитательной работе мы первостепенное значение уделяем духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, возрождению истинно народных традиций,– говорит Айшат жудиевна. – Мы ежедневно в ответе за каждого ребенка, которого взрастили, воспитали и отправили во взрослую жизнь. Главное, чтобы в каждом из них были заложены человеческие качества: доброта, милосердие, сострадание, уважение к родителям, матери, женщине, желание безвозмездно оказать помощь нуждающемуся, беречь и любить свою родину. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы сформировать в каждом своем ученике достойную нации личность. Для этого в школе созданы и работают различные творческие объединения по интересам детей, как кружок «Умелые руки не знают скуки», которым руководит опытный педагог Джамулаева Румиса. Под руководством педагога по вокалу Розы Янгульбаевой в школе организован хор среди учащихся, а также хор педколлектива. В настоящее время проходят репетиции для участия в районном конкурсе.
Так увлеченно и целенаправленно под руководством директора А.Ж. Гайсумовой трудится педагогический коллектив средней школы №1 села Рошни-Чу.
Малика Абалаева