Выставка Национального музея Чеченской Республики в Пятигорске

В г. Пятигорске прошла совместная выставка «Вокруг все горы дивной высоты. Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова», организованная Национальным музеем Чеченской Республики и Музеем-заповедником М. Ю. Лермонтова.

«Синие горы

Кавказа… вы взлелеяли детство мое,

вы к небу меня приучили, и я с той поры

все мечтаю об вас, да о небе…»

Кавказ М.Ю. Лермонтов полюбил с детства. Чечне и чеченцам поэт посвятил поэмы: «Хаджи-абрек», «Аул Бастунджи», «Каллы», «Мцыри», «Измаил-Бей», «Беглец»; повесть «Бэла»; стихотворения «Кавказ», «Черкешенка», «Дары Терека», «Валерик» и другие. Помимо своих литературных произведений М.Ю. Лермонтов посвятил Кавказу и почти всю свою живопись.

Известно, что с 25 июня по 5 июля 1840 года Лермонтов находился в военном лагере под крепостью Грозная, готовясь к походу. Два лермонтовских рисунка, датированных 1840 г.: один из них называется «Вид горского селения», другой – «Кавказский пейзаж».

Яркие ландшафтные приметы позволяют определить изображение чеченского аула в местности Тазбичи в Итум-Калинской котловине и вход в Аргунское ущелье близ селения Чишки.

Лермонтов был храбрым офицером, ценил свободолюбие горцев, их храбрость, душевную непосредственность и близость к природе.

Чеченцы отличаются дружбой и гостеприимством, дорожат личной свободой, уважают старцев и умеют веселиться. Народ, открытый для всех, кто приходил с миром на его землю:

«Там каждый путник находил

Ночлег и пир гостеприимный…»

Прикладное искусство чеченцев длительное время развивалось на основе традиционных народных промыслов, которые всегда были самобытны, высокохудожественны и играли заметную роль в хозяйственной жизни горцев.

Промысловыми центрами гончарного и медного производства являлись селения Старые Атаги, Майртуп, Курчалой, Урус-Мартан, Шатой, Хал-Келой. Производством холодного оружия славились селения Джугурты, Белгатой, Дарго, Старые Атаги.

В лесистой части Чеченской Республики были широко развиты промыслы по плетению из прутьев плетней, корзин, а также изготовлению деревянной посуды, люлек, кроватей, музыкальных инструментов.

Бытовали кожевенное, шорное, скорняжное, оружейное, медное, лудильное, кузнечное, гончарное производства, а также изготовление циновок, плетение веревок, тесьмы. Развивалась обработка металла, дерева, кости, камня.

В начале ХХ в. одежда горцев стала чаще украшаться. Соответственно, вырос спрос на ювелирные изделия. Появляются и новые предметы туалета: женские шапочки, передники к женскому платью, сумочки для хранения рукоделия, футляры для часов. Изготавливали ожерелья, браслеты, серьги, кольца, нагрудники, пояса и т. д.

Местные ювелиры работали, в основном, с серебром, которым украшались мужские и женские пояса, газыри, конская сбруя.

Узоры, которыми покрывались изделия, делались методом гравировки, чернения и позолоты, насечкой на стали золотом (так обычно украшались клинки), а также филигранью из серебряных проволочек с применением эмали, которую привозили из Ирана.

Особенно ценились традиционные женские украшения – пояса и нагрудники, которыми пользовались не только чеченки, но и казачки. Они изготовлялись из серебра, покрывались филигранью, растительным орнаментом, зернью и чернью. Неповторимость им придавали вставки из красных и голубых полудрагоценных камней.

Заметное место среди занятий чеченцев занимал деревообрабатывающий промысел, развитию которого способствовало наличие богатой сырьевой базы. Изготовление кухонной посуды, домашней утвари, ульев, бочек, постройка домов и многое другое было связано с обработкой дерева.

Исследователь Северного Кавказа ХIХ в. А. Васильев писал: «Натура горца богата и полна. Чувство изящного не только не чуждо ему, но, напротив, составляет принадлежность его природе и, можно сказать, в значительной степени. Многие изделия горцев отличаются изяществом вкуса. Все делается со вкусом и старанием не из расчета, не на продажу, но для удовлетворения собственного вкуса».

Из фонда Национального музея ЧР представлены образцы холодного и огнестрельного оружия XVIII – начала XX вв.: кинжалы и шашки известных чеченских мастеров, пистолеты, пороховница, натруска, газыри, а также мужские повседневные и парадные пояса, женские пояса и нагрудники, предметы женской атрибуции (наперстки, веретено, сумочки для швейных принадлежностей, заколки для сумочек, пуговицы).

Помимо ювелирных изделий на выставке были выставлены предметы домашнего обихода из меди, железа, дерева: кухонная утварь, орудия труда.

Декоративно-прикладное искусство представлено живописными композициями из жизни горцев и фигурками людей чеченского мастера А.М. Абдурашидова.

Гончарное дело в Чечне считается историческим ремеслом. Глина считается чистым экологическим продуктом. Еда, хранящаяся в глиняной посуде, дольше сохраняет свои полезные качества. Природная глина тысячелетиями впитывает в себя энергию земли, солнца, ветра. На Северном Кавказе считают, что пища, приготовленная в глиняной посуде, отличается лучшим вкусом. Один из разделов выставки посвящен предметам мастерства керамики в виде декоративных тарелок, кувшинов и других предметов.

Кузнец-оружейник – весьма уважаемая у чеченцев профессия. Традиционно это семейное ремесло, секреты которого, в первую очередь, методы обработки и закалки металла — передавались от отца к сыну.

В настоящее время кузнечное ремесло оставалось почти утраченным. Но в республике все еще остаются представители этого редкого на сегодняшний день вида искусства. В их числе ‑ известные мастера-кузнецы в седьмом поколении из с. Шали братья Мовлади и Мовсар Юсуповы, изготавливающие сабли, кинжалы, воинское снаряжение, декоративно украшенные бытовые предметы, женские украшения и т.д.

Помимо предметов вооружения и украшений мастера также занимаются реконструкцией старинных музыкальных инструментов по старинным рисункам, фотографиям и т. д. (национальная чеченская балалайка, свирели, скрипки, контрабас).

Всего на выставке представлено 95 экспонатов и фотографий из этнографической коллекции Национального музея Чеченской Республики.

Выставка была подготовлена отделом «Культура и этнография народа ЧР» зав. отделом А.А. Шидаевой, ст. научным сотрудником С.С. Батукаевой, ведущим сотрудником А.А. Шахтиевым.

А.А. Шидаева,  зав. отделом «Культура и этнография народа ЧР», Национальный музей ЧР

Подготовил Р. Абубакаров

№ 79 (2513)

 

 
По теме
Заместителем прокурора республики Сергеем Семёновым утверждено обвинительное заключение и направлено для рассмотрения по существу в Ачхой-Мартановский районный суд уголовное дело в отношении местного жителя,
Следователями ОМВД России по Урус-Мартановскому району окончено производством и направлено в Урус-Мартановский городской суд уголовное дело, возбужденное в отношении жительницы г. Урус-Мартана, 1998 года рождения.
Следователями отдела МВД России по Урус-Мартановскому району окончено производством и направлено в суд уголовное дело, возбужденное в отношении 44-летнего жителя н.п.
Алимхан Ихаев назначен главным внештатным специалистом по скорой медицинской помощи СКФО - ИА Грозный-информ Министр здравоохранения Чеченской Республики Адам Алханов провел рабочую встречу с главным врачом Республиканской станции скорой медицинской помощи Алимханом Ихаевым.
ИА Грозный-информ
Второй этап конкурса «Знаток чеченского языка» пройдёт 2 апреля 2024 года - ИА Грозный-информ Министр образования и науки Чеченской Республики Хож-Бауди Дааев принял участие в очередном заседании рабочей группы Экспертного совета по сохранению и развитию чеченского языка при Главе Чеченской Республики.
ИА Грозный-информ