В 1989 году в столице Сирии городе Дамаске состоялась Первая международная выставка в истории художественной культуры чеченцев и ингушей.
Мало кто знает, что среди участников уже ставшего историческим мероприятия был и Ахмат-Хаджи Кадыров, представлявший религиозных деятелей Чечено-Ингушетии. Для Хавы Акиевой, организатора выставки от ЧИАССР, работавшей в то время главным хранителем Государственного музея П.З.Захарова в городе Грозном, это была не первая встреча с ним. Но и сегодня, много лет спустя, она с особой теплотой отзывается о человеке, который позже спас свой народ от страшной войны и стал первым Президентом Чеченской Республики. Во время беседы с ней в Государственной галерее имени А. А. Кадырова, состоявшейся на днях, мне показалось, она может рассказывать о нем без конца. Кстати, ее воспоминания опубликованы в журнале, посвященном первым Кадыровским чтениям.
Как отмечает доцент Ингушского государственного университета, кандидат философских наук, заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия, научный сотрудник Государственной галереи имени А. А. Кадырова Хава Акиева, каждая историческая эпоха открывает миру универсальную личность. С течением времени в обществе возникает интерес к этой личности не только с точки зрения особенностей духовной культуры, диапазона мировоззрения, политических взглядов, универсума социальной личности, этико-эстетических и художественных вкусов творческой интеллигенции окружающей его среды, но и даже к любым эпизодическим фрагментам жизни.
– Человека, который учится постоянно, даже в довольно зрелом возрасте, можно отнести к числу успешных. Процесс познания окружающего мира у отдельно взятых индивидов идет систематически. Всесторонне развитая личность имеет свою точку зрения на историю, культуру, искусство как своего, так и других народов. Патриотом можно назвать человека, который знает глубинные истоки этико-эстетических ценностей культуры своего народа, несет их в своем поведении, образе жизни, и готов отдать свою жизнь за их реальное отражение в действительности, – рассказывает Хава Акиева.
Свой рассказ она начинает с одной встречи, которая хорошо врезалась ей в память. В 1987 году при проведении очередной экскурсии в Государственном музее изобразительных искусств
им. академика П.И. Захарова ее удивили некоторые вопросы, которые задавал один из посетителей. Своей корректностью, лаконичностью высказываемых замечаний он привлекал внимание посетителей и сотрудников музея. Выразительные черты лица, пытливый взгляд, простота в общении с окружающими выделяли его из общей массы.
– Я, имея уже 20-летний стаж работы, заинтересовалась этим человеком, поскольку вопросы касались довольно щекотливых в то время проблем истории. А это был 1987 год, время начала перестройки и переосмысления идеологических клише, вопросов истории Кавказской войны, пленения Шамиля, подвигов абрека Зелимхана и вообще роли чеченского и ингушского народа в эпохальных событиях истории России, – вспоминает Х.Акиева.
Она обратила внимание, как подолгу этот посетитель рассматривает представленные в экспозиции великолепные полотна – Ф. Рубо «Смерть генерал-майора Слепцова в Гехинском лесу», «Взятие казаками станицы Нестеровской», «Взятие Гуниба и пленение Шамиля», Виллевальде «Сакля», П.И.Захарова «Автопортрет» и другие – было отчетливо и ясно видно, что человек живет и дышит правдой.
После экскурсии у них состоялась долгая и интересная беседа. Хаву Акиеву поразило то, что он имел духовное образование, которое получил в Бухаре и Ташкенте. Как человеку творческому, ей было удивительно видеть, как по-настоящему верующий человек гармонично соединяет в себе элементы светской культуры, живое стремление к знаниям, искусству, науке, открытость к диалогу, честность, мужество и истинный патриотизм. Этим человеком оказался Ахмат Абдулхамидович Кадыров. Простота, интеллигентность, широкий диапазон вопросов и поиск нестандартных ответов вызвал у сотрудников как краеведческого, так и музея изобразительных искусств большой интерес.
С тех пор А. А. Кадыров стал их активным посетителем. Уже намного позже народный писатель Чеченской Республики Абузар Айдамиров выделил главную черту характера А.А. Кадырова – «мужество, без которого блестящий ум и мудрость ровным счетом ничего не стоят и абсолютно бессильны». Он писал, что Ахмат-Хаджи, «будучи глубоко гуманным и открытым, сам вызывал на диалог, на прямоту».
– Впоследствии судьба свела нас еще раз на Международной ярмарке в 1989 году, которая проходила в Сирийской Арабской Республике. Это был единственный случай в истории, когда предметы материальной и духовной культуры чеченского и ингушского народов были продемонстрированы за рубежом. В составе официальной делегации был А.А.Кадыров, представляющий Духовное управление мусульман ЧИАССР, – говорит Хава Акиева.
Экспозиция «ЧИАССР» состояла из следующих отделов: экономика, нефтеперерабатывающая промышленность, продукция сельского хозяйства. Особое внимание посетителей отдела «Культура и искусство чеченцев и ингушей» на Международной ярмарке привлекли редкие экспонаты фондов Государственного объединенного краеведческого музея – цветные слайды озера Кезеной-Ам, башенного комплекса Ушкалой, архитектурных построек города Цой-Педе, свадебного обряда, выхода невесты, встречи молодых у родника, интерьера национальной сакли, где были запечатлены разнообразные предметы быта, археологии и этнографии.
Очажная цепь, медный котел, женские и мужские традиционные украшения, изделия из дерева и меди, блюдо для национальной пищи, шкатулка, украшенная орнаментом, ложки, стол (треножник), люлька, войлочные ковры, домотканые и басонные изделия – все это вызывало оживленный интерес у посетителей. Впервые на выставке были представлены и изделия современных мастеров декоративно-прикладного искусства: керамические напольные сосуды Исы Адаева, ворсовые ковры Магомеда Ясханова.
– Мы сами были живым воплощением национальных традиций – Ахмат-Хаджи Кадыров был в национальной рубашке и бешмете, поясе с накладками, я – в национальном платье, украшенном серебряным нагрудником и поясом, – вспоминает Х.Акиева.
Павильон Чечено-Ингушетии имел самый высокий рейтинг посещений. Не только сирийцы – жители Дамаска, Хомса, Алеппо побывали в нем, но и гости из других стран, оказавшиеся в САР. По приглашению А.А. Кадырова экспозицию посетили и представители мусульманского духовенства Сирии, Турции, Египта, Кувейта.
Но наибольшее восхищение и огромный интерес выставка вызвала у потомков мухаджиров, вынужденных переселенцев из Чечни, Ингушетии, Кабарды, Черкесии, оказавшихся в Османской империи в 60-х годах XIX века после окончания Кавказской войны. Сирийские чеченцы, выросшие на чужбине, но никогда не забывавшие о своих корнях, по нескольку раз посещали нашу экспозицию, а некоторые бывали у нас каждый день до закрытия. Потомки живых свидетелей тех жестоких событий просто рыдали, не скрывая своих эмоций, представив весь трагизм и боль утраты родины, испытанных тогда их предками. В числе самых активных посетителей были поэт Диаб Фяппи и писатель Шукри Дады, в книге отзывов поделившиеся «восхищением и огромным желанием вернуться на исконную Родину – в Чечню и Ингушетию». Стоит отметить, что уже намного позже, когда нашу родину сотрясали войны, они оба приезжали в г.Грозный, чтобы помочь своему народу.
– Международная выставка 1989 года в Дамаске – одно из важнейших исторических событий художественной культуры чеченского и ингушского народов. Именно с этой даты необходимо вести отсчет установлению культурных отношений между Чечней и Сирией, – рассказывает наша собеседница. – Став в июне 2000 года Главой Администрации Чеченской Республики, Ахмат-Хаджи Кадыров прилагал огромные усилия для восстановления и развития культурной жизни народов Чеченской
Республики, определив перспективный вектор движения: «Культура и искусство могут и должны вернуть чеченцам доброе имя и доверие других народов...».
– Демократизм
А.-Х.Кадырова проявлялся во всем. В политике его кредо выражалось словами: «Мне нужно то, что нужно народу». В религии: «…Истинно верующий испытывает внутренний покой, идущий от твердости духа и уверенности в правоте избранного им пути...… Праведная, гармоничная, содержательная жизнь – вот идеал для настоящего верующего». В общественной деятельности – абсолютная человечность. Деятельность А.-Х. Кадырова – это стремление к миру, добру, созиданию, благополучию. Вся его сознательная жизнь непосредственно связана с историей чеченского народа – все гармонично сплетено в этом Человеке, Человеке мира и света, – отметила Хава Акиева.
Имея достаточно богатый опыт международного сотрудничества, Чеченская Республика, по мнению Х.Акиевой, должна поставить на качественно новый уровень проведение «Дней культуры Чеченской Республики» за рубежом, объединяющих основные направления общественной жизни – изобразительное, декоративно-прикладное, музыкальное и хореографическое искусство, музейные экспозиции, театр и др., чтобы, как говорил Ахмат-Хаджи Кадыров, «… показать миру нашу богатую культуру, которая отражает историю, душу и характер народа».
Мансур ТАМАЕВ